21 сентября 2017, четверг, 20:47
Спецвыпуски 
Парк культуры
В ритме скерцо
Участники «Скерцо» шьют себе наряды в стиле Серебряного века. Фото: Светлана ДОЛГАНОВА.
Маленький ансамбль Татьяны Трушниковой завоевал большую известность Светлана ДОЛГАНОВА, 25 мая 2016

Среди музыкальных слов есть такие, что звучат звонко и радостно, обещая слушателям праздничное настроение, фейерверк эмоций. Например, слово «скерцо», что в переводе с итальянского означает «шутка».

Именно шутя, легко завоевал славу в Екатеринбурге музыкальный коллектив, которому его руководитель Татьяна Трушникова дала 15 лет назад веселое имя «Скерцо». В его творческой копилке десятки программ, он выступает на ведущих площадках города, а его участники завоевали немало лауреатских званий и наград на престижнейших конкурсах и фестивалях.

— Идея ансамбля родилась, можно сказать, случайно, — рассказывает Татьяна Трушникова. — Однажды я услышала, как моя дочь Наташа играет Чайковского, и у меня в голове вдруг начали звучать строчки «ты помнишь, как из тьмы былого, едва закутана в атлас, с портрета Рокотова снова смотрела Струйская на нас». И я вдруг поняла, что пора заняться мелодекламацией, что именно это людям сейчас и нужно. Вот такое звучное, поэтическое слово, которое будет не просто произноситься под музыку, иллюстрироваться музыкой, но будет проживаться этой музыкой, будет раскрывать эти бессмертные созвучья. Так родилась наша первая с дочерью программа. Нам сшили чудесные платья, в стиле девятнадцатого века, Наташа села за рояль, я стала читать поэзию Серебряного века, и все случилось.

Потом к ансамблю присоединились воспитанники Татьяны Трушниковой из екатеринбургской детской музыкальной школы № 17 им. Мусоргского, играющие на домрах, и коллектив обрел некую сценическую стереоскопичность. Его назвали красивым музыкальным словом «Скерцо» и отправились в плавание. Татьяна сразу поняла, что в поисках вдохновения нужно обращаться к временам модерна, когда и Вера Комиссаржевская, и Мария Савина, и Полина Стрепетова с удовольствием обращались к искусству мелодекламации. И это понятно, ведь на их глазах рождалась великая поэзия Серебряного века, Александр Блок писал свои незабываемые стихи о Прекрасное Даме, Иннокентий Анненский создавал «Кипарисовый ларец», Николай Гумилев ездил в путешествие по Африке, а потом воспевал озеро Чад, и в конце концов Игорь Северянин прогремел на всю Россию своими «поэзами». Это было время, когда люди жили стихами, дышали стихами. А, кроме того, буквально в каждой гостиной стоял рояль, и практически поголовно все дамы и барышни умели музицировать. Телевизоров и компьютеров еще не было и в помине, так что чтением стихов под музыку увлекалась вся образованная Россия.

— Практически сразу нам поступило предложение принять участие в программе «Царские дни», — говорит Татьяна. — Для меня это имело особое значение. Дело в том, что я до сих пор живо помню рассказы моей тетушки, которую в детстве еще до войны вместе с другими пионерами водили в «музей революции», который тогда располагался в Ипатьевском доме, и показывали ту самую комнату, где произошел расстрел царской семьи, и рассказывали в подробностях всю эту страшную историю. На тетушку тогда все это произвело глубочайшее впечатление. Тетушка, которой тогда было 12 лет, стояла, смотрела на эти стены со следами пуль и думала, что все это совершенно ужасно и несправедливо. Потом она даже поссорилась с одной девочкой, председателем совета отряда, которая считала, что царских детей правильно расстреляли. А ведь в те времена даже дети доносили друг на друга. Времена были страшные, у тетушки потом отец был репрессирован. И все-таки у нее хватило мужества сочувствовать жертвам этой трагедии и даже говорить об этом вслух. А ведь это было смертельно опасно. И даже когда она мне рассказывала эту историю, это тоже было, скажем так, не принято. Но я уже тогда была девочка задумывающаяся. Я, к примеру, уже знала, что мой дедушка был священником, но никому об этом говорить нельзя. И о царевиче Алексее, его гибели, я потом еще много думала. Мне даже снилась вся эта ужасная история. И вот спустя много лет я делаю первую программу своего «Скерцо», посвященную как раз этой трагедии. И мои дети стоят на месте гибели этого ни в чем не повинного мальчика, такого красивого и столько страдавшего за свою недолгую жизнь, и играют в его честь.

Это был очень трогательный момент. Шел дождь, и у меня было такое впечатление, что само небо плачет над этой трагедией. Концерт наш проходил в музее Мамина-Сибиряка на Толмачева, и пришло так много зрителей, что не было никакой возможности всех принять. И даже те, кто вошел, теснились, как в трамвае в час пик. Но музей очень терпеливо к этому отнесся, так что мы потом еще не раз и не два выступали на этой гостеприимной площадке. Вообще в музеях и выставочных центрах мои дети очень любят выступать, мы всегда с удовольствием откликаемся на все приглашения, да и сами часто являемся инициаторами всевозможных поэтических вечеров.

Давняя дружба связывает нас и с духовно-просветительским центром «Царский», и с Литературным кварталом, и с Домом актера, и с Краеведческим музеем, и Библиотекой имени Герцена, и с еще многими площадками. В репертуарном портфеле «Скерцо» сейчас уже содержится множество программ, так что мы можем украсить практически любой экспозиционный проект, а мои дети просто обожают исследовать новые экспозиции, исторические места, красивые исторические особняки, которых, к счастью, еще много сохранилось в нашем городе, так что я, можно сказать, в постоянном поиске новых ангажементов для них.

Уже больше пятнадцати лет Татьяна Трушникова живет в ритме «Скерцо», работает над новыми программами, шьет себе элегантные сценически костюмы в стиле столь любимого ею Серебряного века, репетирует со своими юными воспитанниками, да и сама берет уроки декламации у профессиональных актеров-чтецов. «Скерцо» Трушниковой знают и любят в Екатеринбурге. Они всегда желанные гости на любом самом «пафосном», как сейчас любят говорить, мероприятии. Однажды выступление ансамбля назвали «бриллиантовой брошью» на груди экспозиционного проекта. И это действительно так, ибо когда в зале звучит чудесная музыка и раздаются бессмертные поэтические строки, произносимые прекрасным, «виолончельным» голосом Татьяны Трушниковой, вас действительно что-то приподнимает над повседневной суетой и увлекает в мир грез и поэзии, которые, как любое «царственное слово», по выражению Анны Ахматовой, воистину бессмертны!

Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Постоянные проекты
Дайте сказать «Дайте сказать» — это жесткое столкновение мнений по самым острым и злободневным проблемам: авторитетные эксперты защищают полярные точки зрения, звучат мнения «людей с улицы», которых рассматриваемая проблема касается кровно.
Ветеран Вкладка «Ветеран» — специальный выпуск, предназначенный для читателей старшего поколения. В «Ветеране» большое внимание уделяется историческим событиям XX века, подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне, трудовым достижениям прошлых лет, рассказывается о достойных людях старшего поколения. Одновременно – полезные советы, как пожилому человеку улучшить свою жизнь, информация о работе ветеранских организаций.
ЛОМКА Единственный среди печатных СМИ Екатеринбурга регулярный ежемесячный антинаркотический проект: не «жареные» факты, а достоверная информация о том, что делается в городе для профилактики зависимостей, реабилитации зависимых, пропаганде здорового образа жизни. В том числе освещается проблематика борьбы с ВИЧ.
Парк культуры В нём рассказывается о наиболее ярких событиях театральной, музыкальной жизни, о кино- и телепремьерах, о художественных и фотографических выставках. Публикуются рецензии, дискуссионные материалы.
Стадион «Стадион» — это спорт высших достижений во всем своем многообразии. Это не только очки, голы, секунды, но и аналитические обзоры, мнения экспертов, столкновение разных точек зрения, прогнозы, проведение опросов специалистов и различных конкурсов. Это новые рубрики «Под олимпийским прицелом», «Еврофутбол-2012», «Клуб 2018».
Один день губернии Журналисты не раз делали попытку объять необъятное. Например, описать один день планеты, одновременно отправив репортеров в три тысячи точек Земли. Коллективный труд газетчиков стал бестселлером на все времена. У авторов нового проекта «Уральского рабочего» задача скромнее: описать один день Свердловской области с помощью наших собственных корреспондентов на местах. Мы узнаем, чем живет глубинка в будни, какие события там происходят, какой они оставят след в истории. Коллективные репортажи из разных концов Свердловской области — это наш скромный вклад в летопись края.
Изыскатели ИЗЫСКАТЕЛИ — проект, в рамках которого «Уральский рабочий» возрождает молодежную страничку газеты. Все авторы этой тематической полосы — начинающие журналисты, которые постараются взглянуть на мир глазами ребенка. Для этого они будут проводить всевозможные журналистские эксперименты, готовить увлекательные репортажи и встречаться с неординарными людьми. Словом, экспериментировать, исследовать, изучать, искать и совершать открытия. «Видеть в привычном необычное» — вот девиз наших изыскателей.
Новости


Архив издания




Прогноз погоды