22 сентября 2017, пятница, 23:53
Спецвыпуски 
Парк культуры
«Прожить» текст
15-летняя Ника Фейгина, лучший чтец среди старшеклассников Екатеринбурга, отправится в Москву отстаивать честь родного города. Фото: Предоставлено организаторами.
Зачем школьникам и взрослым нужно уметь выразительно читать вслух Лилия МАЛЬГИНА, 25 мая 2016

В конце этого учебного года в Москву отправится лучший чтец Екатеринбурга — 15-летняя Ника Фейгина. Именно ее из дюжины участников выбрало жюри Всероссийского открытого чемпионата по чтению вслух среди старшеклассников «Страница 16».

Ника поборется не только за звание лучшего декламатора среди российских школьников и за возможность обучаться в одном из столичных театральных вузов, но и за приличную сумму в размере 150 тыс. рублей. Финал конкурса, который соберет в российской столице несколько сотен ребят из десятка субъектов Федерации, пройдет 27 июня.

Одушевляя книги

Кто-то скажет, что декламация — это не современно. Практика жизни показывает обратное. Вспомните, какой успех имел онлайн-проект «Война и мир. Читаем роман», который в прошлом году прошел по всей России. В 4-дневном марафоне чтения приняли участие около 1500 человек, в том числе из Берлина, Парижа, Вашингтона и т. д. Не меньший успех получил международный читательский проект «Каренина. Живое издание», когда более 700 человек, включая российских деятелей культуры, в прямом эфире читали роман Льва Толстого.

А возьмите проект «Живая поэзия», в рамках которого известные российские артисты читают произведения Константина Бальмонта, Николая Гумилева, Ивана Бунина, Иосифа Бродского и других авторов из «Антологии русской поэзии». Он не только популяризирует чтение стихов, но и помогает юному поколению влюбиться в поэзию. Известные актеры, музыканты, спортсмены знакомили зрителя со своими любимыми поэтами в медиапроекте «Живые». Чтение стихотворений под музыку популярно среди артистов отечественной эстрады: российская исполнительница Светлана Сурганова декламирует со сцены Иосифа Бродского и Марину Цветаеву, Борис Гребенщиков — Осипа Мандельштама.

Чтение вслух, как отмечают эксперты, развивает дикцию, помогает более глубоко чувствовать настроение, которое стоит за обычными словами. Но для этого нужна большая подготовительная работа.

Спектакль одного «актера»

Как с ней справиться подростку, который в силу возраста может не понимать каких-то вещей, о которых говорит поэт? А ведь для молодых людей сегодня существует множество конкурсов чтецов, начиная от местечковых школьных и заканчивая всероссийскими типа «Открой рот» и международными типа «Живая классика».

— Сегодня чтение вслух становится все более популярным, все выше качество выступлений, — считает член жюри Открытого чемпионата по чтению вслух среди старшеклассников «Страница 16» Антон Мосягин. — Но подготовка к публичной декламации требуется многоплановая. Во-первых, необходимо читать под запись и слушать ее для анализа ошибок, благо сейчас это легко сделать на любом смартфоне. Во-вторых, важно слушать профессиональных чтецов в аудиокнигах или в радиоспектаклях. Желательно иметь опыт публичных выступлений, даже необязательно связанных с чтением. Ну, и главное, пожалуй, — это любовь к книгам и классической культуре.

Тонкости подготовки к публичному чтению поясняет тренер ораторского искусства, филолог Екатерина Пестерева:

— В традиционном понимании чтецкое искусство — это жанр актерского мастерства, первая ступень артистического исполнения художественного или иного текста, обычно делается без использования приемов актерской игры. Главные помощники чтеца: хорошая память и красивый голос, нужно помнить наизусть большие отрывки текстов и уметь их выразительно исполнить.

Не стоит забывать, что чтец — это мастер понимания текста. Важнейшая задача — глубоко проникнуть в суть материала, понять авторскую мысль и передать ее максимально понятно и выразительно. При помощи слов, модуляций голоса и выразительного жеста чтец умеет погрузить слушателя в мир автора, «разыграть» для него целый спектакль, имея в запасе лишь голос и текст.

Почувствуй вздох

Что помогает чтецу создавать эти миры? На этот вопрос снова отвечает Екатерина Пестерева:

— В первую очередь, человек должен глубоко проникнуть в авторский замысел. Чтец — прежде всего профессиональный читатель. Никакой голос не поможет, если текст не понят. В дикторском деле существует такой критерий отличия профессионала от дилетанта: если диктор, едва получив материал, отправляется в студию для записи — он плохой диктор. Для исполнения даже небольшого отрывка прозы, и тем более поэзии, требуется тщательная предварительная работа. Это и вчитывание в авторскую мысль и интонационный разбор текста — такой, чтобы понять каждую запятую, каждое тире, каждую паузу, буквально каждый «вздох» автора.

Великолепно, если то, о чем пишет автор, пережил и сам читающий. Тогда ему удастся исполнить текст «душой». В том и сложность детских чтецких конкурсов, когда жизненный опыт юного декламатора значительно меньше авторского. Но в этом же и польза подобных проектов. Глубоко вчитавшись в текст, стараясь понять и прочувствовать его до каждой запятой, подросток уже никогда не забудет тот опыт, он примет его как свой, обогатится на целую жизнь, станет мудрее.

Сильный голос, позволяющий чтецу применять интонационные приемы, также станет большой опорой. Передать нюансы замысла автора помогают интонационные приемы: логическое ударение, пауза, мелодические модуляции, игра темпом. Но все это невозможно использовать, если у читающего слабый голос и вялое дыхание.

Делись тем, что пережил автор

— Крупные ораторы и артисты во все времена умели при помощи одного только дыхания вести аудиторию за собой, — продолжает Екатерина Пестерева. — Поэтому готовиться к любому конкурсу необходимо не за день и даже не за две недели. В идеале подготовку стоит начинать хотя бы за полгода — именно столько требуется для того, чтобы научиться правильно дышать, развить голос, сделать его сильным, звучным и приятным по тембру. Заниматься следует каждый день, можно использовать тот материал, с которым планируется выступление. Постепенно, без спешки и ненужного стресса исполнитель сможет досконально запомнить текст, подготовить себя и интеллектуально, и физически.

Главная трудность, с которой сталкивается любой начинающий артист, — страх сцены. Именно из-за волнения хорошо выученный текст может оказаться забытым, из-за волнения могут начаться трудности с голосом. Один из основных способов снятия страха — активные репетиции. Не стоит тратить время и силы на переживания, какое впечатление мы произведем на зрителей. Если чтец хорошо поработал с текстом, правильно разобрал его интонационно, глубоко проник в него, то впечатление от выступления будет правильным. Всем начинающим исполнителям можно пожелать: побольше думайте о тексте и как донести его до слушателей наилучшим образом. «Стремитесь поделиться тем ценным, что пережил автор читаемых вами строк, и вас ждет успех», — заключает эксперт.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Корреспондент газеты екатеринбургского лицея № 130 «Лицей.ru» Алена Шерстобитова побывала на этапе отборочного тура по Екатеринбургу. Напомним, что редакция школьного издания «Лицей.ru» стала победителем спецноминации «Уральского рабочего» в первом городском конкурсе проектов «Актуальная журналистика среди школьных СМИ», ее журналист получил право на публикацию на станицах нашей газеты. Выбор руководителя проекта школьного самиздата — педагога Натальи Козыревой пал на Алену.

Зарубежная и русская проза, стихотворения великих поэтов — вся мировая литература в их устах звучит волшебно. Полуфинал по чтению вслух среди екатеринбургских старшеклассников «Страница 16» состоялся в Уральском филиале Государственного центра современного искусства, выступали с незнакомыми текстами прямо с листа.

Техника чтения, артистизм, умение подать себя и незнакомый отрывок из литературного произведения — то основное, на что опирается жюри при выставлении оценок. Правильно расставить паузы между словами и предложениями, ударение в словах, попасть в задуманное автором настроение, а главное, прожить текст — вот что должен уметь победитель. Это не говоря уже о том, чтобы подавить волнение, которое у новичков буквально зашкаливает. И все с этим, на мой взгляд, справляются.

— Есть те, кто умеет почувствовать даже маленький отрывок и наполнить его жизнью, оживить текст, — говорит один из судей, культурный деятель Антон Мосягин. — Правда, может быть, это умение дано всем, но не у каждого получается им воспользоваться.

Интересуюсь у одной из участниц, дебютантки конкурса Алины Алиуллиной, что ее вдохновляет на выразительное чтение литературных произведений.

— Больше всего мне нравится читать стихи, потому что это, на мой взгляд, проще и привычнее, к тому же легче передавать эмоции и чувства автора, — говорит девушка, выпускница одной из школ Екатеринбурга. — А вот с прозой как повезет. Например, мне попался отрывок из серьезного произведения о революции, сложно и читать, и передавать эмоции. Декламировать детские сказки значительно легче. Свое мастерство нарабатываю участием в конкурсах, посвященных великим поэтам, люблю Анну Ахматову, Марину Цветаеву, Сергея Есенина и, конечно же, Александра Пушкина. В перспективе настроена на взрослые чемпионаты по чтению вслух.

Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Постоянные проекты
Дайте сказать «Дайте сказать» — это жесткое столкновение мнений по самым острым и злободневным проблемам: авторитетные эксперты защищают полярные точки зрения, звучат мнения «людей с улицы», которых рассматриваемая проблема касается кровно.
Ветеран Вкладка «Ветеран» — специальный выпуск, предназначенный для читателей старшего поколения. В «Ветеране» большое внимание уделяется историческим событиям XX века, подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне, трудовым достижениям прошлых лет, рассказывается о достойных людях старшего поколения. Одновременно – полезные советы, как пожилому человеку улучшить свою жизнь, информация о работе ветеранских организаций.
ЛОМКА Единственный среди печатных СМИ Екатеринбурга регулярный ежемесячный антинаркотический проект: не «жареные» факты, а достоверная информация о том, что делается в городе для профилактики зависимостей, реабилитации зависимых, пропаганде здорового образа жизни. В том числе освещается проблематика борьбы с ВИЧ.
Парк культуры В нём рассказывается о наиболее ярких событиях театральной, музыкальной жизни, о кино- и телепремьерах, о художественных и фотографических выставках. Публикуются рецензии, дискуссионные материалы.
Стадион «Стадион» — это спорт высших достижений во всем своем многообразии. Это не только очки, голы, секунды, но и аналитические обзоры, мнения экспертов, столкновение разных точек зрения, прогнозы, проведение опросов специалистов и различных конкурсов. Это новые рубрики «Под олимпийским прицелом», «Еврофутбол-2012», «Клуб 2018».
Один день губернии Журналисты не раз делали попытку объять необъятное. Например, описать один день планеты, одновременно отправив репортеров в три тысячи точек Земли. Коллективный труд газетчиков стал бестселлером на все времена. У авторов нового проекта «Уральского рабочего» задача скромнее: описать один день Свердловской области с помощью наших собственных корреспондентов на местах. Мы узнаем, чем живет глубинка в будни, какие события там происходят, какой они оставят след в истории. Коллективные репортажи из разных концов Свердловской области — это наш скромный вклад в летопись края.
Изыскатели ИЗЫСКАТЕЛИ — проект, в рамках которого «Уральский рабочий» возрождает молодежную страничку газеты. Все авторы этой тематической полосы — начинающие журналисты, которые постараются взглянуть на мир глазами ребенка. Для этого они будут проводить всевозможные журналистские эксперименты, готовить увлекательные репортажи и встречаться с неординарными людьми. Словом, экспериментировать, исследовать, изучать, искать и совершать открытия. «Видеть в привычном необычное» — вот девиз наших изыскателей.
Новости


Архив издания




Прогноз погоды