Спецвыпуски 
Парк культуры
Скандал для затравки
Фильм Долана «Это всего лишь конец света» взял Гран-при. Фото: kinopoisk.ru
Кинофестиваль на Лазурном Берегу начался с обвинений Вуди Аллена в инцесте Дмитрий ФЕТИСОВ, 25 мая 2016

В этом году основная программа фестиваля, как никогда, «пестрила» не просто знаменитыми именами, а именами, ставшими уже культовыми. Свои работы представили Кен Лоуч, Николас Виндинг Рефн, Пол Верховен, Педро Альмодовар, Джим Джармуш, Ксавье Долан и Шон Пенн.

Судить творчество небожителей доверили Джорджу Миллеру, в прошлом году изящно вернувшего на дороги постапокалиптической Земли безумного Макса. Помогал ему в этом по-настоящему интернациональный коллектив, куда вошли итальянская актриса и режиссер Валерия Голино, иранский продюсер Катайун Шахаби, канадский актер Дональд Сазерленд, датчанин Мадс Миккельсен, венгерский режиссер Ласло Немеш и режиссер из Франции Арно Деплешен. Ну а настоящим украшением жюри стали американская актриса Кирстен Данст и французская певица и актриса Ванесса Паради.

Все это вкупе с фильмом, открывавшим смотр новой картиной Вуди Аллена «Светская жизнь» с Кристен Стюарт, Джесси Айзенбергом, Блейк Лайвли, Стивом Кареллом и Кори Столл в главных ролях, казалось, уже с первых дней превратит фестиваль в событие, способное пробудить киноиндустрию от зимней спячки, задать новые тенденции и идеи.

Но начался он вовсе не с этого. К сожалению, главной темой первых дней в Каннах стала не картина Аллена «Светская жизнь», ностальгирующая, как и открывавший в этом году «Берлинале» фильм братьев Коэнов «Да здравствует Цезарь!», по Голливуду прошлых лет, а сам режиссер. Все началось с эссе сына Аллена Ронана Фэрроу, опубликованного в The Hollywood Reporter, где он критикует журналистов за то, что они не обращают внимания на обвинения в изнасиловании режиссером собственной дочери Дилан. Мало того что из-за этого на пресс-конференцию, посвященную «Светской жизни», не были допущены представители издания, так еще и французский комик Лоран Лафитт во время церемонии открытия крайне неудачно пошутил по этому поводу, обращаясь к режиссеру: «Вы столько лет снимаете кино в Европе, но в США вас так и не осудили за изнасилование».

Здесь остается лишь поражаться стойкости самого Вуди Аллена, который, несмотря на обвинения и свой солидный возраст, в декабре прошлого года ему исполнилось 80, как и прежде полон энергии и готов руководить съемочным процессом. «Светская жизнь» стала 47-й работой режиссера и четвертой из его картин, открывавших в разные годы каннский смотр (если брать в расчет альманах «Нью-йоркские истории»). От участия в самом конкурсе режиссер в очередной раз воздержался. «Я не верю в конкурсы в искусстве и не хочу в этом участвовать», — признался он в одном из интервью. Устроителям фестивалей остается порадоваться, что такого мнения придерживаются далеко не все, кто делает фильмы.

Основной тенденцией этого года стало кино о женщинах. Сразу 10 картин, представленных в основной конкурсной программе, — истории именно о них. Это и «Неоновый демон» от лучшего режиссера Канн 2011 года Николаса Виндинг Рефна, рассказывающий о подноготной модельного бизнеса с Эль Фаннинг и Киану Ривзом в главных ролях. Это и «Служанка» (в других переводах «Мадемуазель», «Госпожа») от лауреата Гран-при жюри Каннского фестиваля 2004 года за ленту «Олдбой» Пак Чхан-ука, эстетически прекрасная картина о лесбийской любви с элементами детектива и триллера. И картина «Она» Пола Верховена, снятая по роману Филиппа Дижана «О…», где режиссер продолжает исследования мира сексуальных пристрастий женщины, начатые еще в «Основном инстинкте» и продолженные в «Шоугерлз».

Его героиня, успешная и независимая основательница крупной компании по разработке компьютерных игр, лицом к лицу сталкивается с жестоким миром мужчин в лице своих подчиненных, по большей части ее ненавидящих, перебирающего женщин бывшего мужа, клянчащего деньги сына, мужа подруги, с которым поддерживает тайную связь, симпатичного брокера из дома напротив, отбывающего срок в тюрьме отца, и насильника, с которым она вступает в психологическую схватку. Еще из интересного можно отметить фильм филиппинца Брийанте Мендосы «Ма Роза» рассказывающий о Розе Рейес, матери четырех детей, живущей со своей семьей на социальном дне Манилы. Исполнительница роли Рейес Жаклин Хосе была удостоена приза за лучшую женскую роль.

Другим лейтмотивом стала тема семьи. Здесь можно отметить разделивший в итоге с картиной Оливье Ассайаса «Персональный покупатель» приз за лучшую режиссуру фильм Кристиана Мунджиу «Выпускной» — о сложностях воспитания детей в пронизанном коррупцией и ложью мире. Сюда же можно отнести и «Тони Эрдманна» от немки Марен Эд — об отношениях отца и дочери, где неожиданное появление Винфрида вносит сумбур в размеренную и тщательно планируемую жизнь его дочери Инес. Как и «Лавинг» Джеффа Николса, историю о первой межрасовой семье в Америке.

Частично этой теме следует и картина британского мастера социальной драмы и любимца Канн Кена Лоуча «Я, Дэниэл Блэйк», повествующая о борьбе современного человека с бюрократическим аппаратом. Словно герой произведений Франца Кафки, переживший инфаркт плотник Дэниэлу Блэйку оказывается зажат в тиски бюрократии — врачи запрещают ему трудиться по состоянию здоровья, но пособие по безработице ему не выдают, так как социальный работник признает его годным. В офисе биржи труда Блэйк знакомится с матерью-одиночкой Кэти, воспитывающей гиперактивного сына и не по годам развитую дочь. И складывается семья, основанная на взаимопомощи, что сближает ее членов сильнее, чем если бы они были близкими родственниками.

Второй по значимости приз — Гран-при фестиваля — достался повзрослевшему канадскому вундеркинду Ксавье Долану за экранизацию пьесы одного из величайших французских драматургов конца ХХ столетия Жан-Люк Лагарс «Это всего лишь конец света», хотя многие критики прочили картине провал, упрекая ее за излишнюю театральность.

Сразу двух наград, за лучший сценарий и лучшую мужскую роль, удостоилась французско- иранская картина Асгар Фархади «Коммивояжер», куда в основу легла пьеса Артура Миллера «Смерть коммивояжера».

Но, как это и свойственно Каннам, на фестивале были не только те, кому зрители рукоплескали, но и те, кого они же освистали. История о девушке-медиуме в исполнении Кристен Стюарт из картины Оливье Ассайаса «Персональный покупатель» хоть и была удостоена приза за лучшую режиссуру, но зрителей оставила в недоумении. Балансируя между хоррором и попыткой исследовать мир человека, живущего в постоянном страхе, Ассайас так и не смог сохранить равновесие. Досталось от зрителей и картине Педро Альмодовара «Джульетта» — по большей части за бледную копию себя прежнего.

Единственным, кто, что называется, остался на «нейтральной полосе», стал культовый независимый режиссер Джим Джармуш, отказавшийся от вампиров и прочей нечисти в кадре и вернувшийся практически к своим истокам в картине «Патерсон», рассказывающей историю о влюбленном в поэзию водителе автобуса. Магия «Патерсона», мягкая, обволакивающая и вводящая зрителя в некое подобие транса, напоминает такие работы режиссера как, например, «Таинственный поезд».

Российских картин в основной программе фестиваля в этом году не было. Лишь в рамках конкурса «Особый взгляд» была представлена лента «Ученик» Кирилла Серебренникова, поставленная по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга «Мученик». История о подростке, одержимом религией и желающем подогнать окружающее под ее догмы, даже несмотря на излишнюю театральность в кадре, была тепло встречена зрителями. Помимо лестных отзывов кинокритиков, отметивших как самого Серебренникова, так и исполнителя главной роли Петра Скворцова, картина также получила премию имени киножурналиста Франсуа Шале.

Награды основного конкурса

«Золотая пальмовая ветвь» — «Я, Дэниэл Блейк», режиссер Кен Лоуч

Гран-при — «Это всего лишь конец света», режиссер Ксавье Долан

Лучший режиссер — Кристиан Мунджиу за «Выпускной» и Оливье Ассайас за «Персонального покупателя»

Приз жюри — «Американская милашка», режиссер Андреа Арнольд

Лучший сценарий — Асгар Фархади, «Коммивояжер»

Лучшая женская роль — Жаклин Хосе, «Ма Роза»

Лучшая мужская роль — Шахаб Хоссейни, «Коммивояжер»

«Золотая камера» за лучший дебют — «Божественные», режиссер Уда Беньямина

Лучший короткометражный фильм — «Таймкод», режиссер Хуанхо Хименес

Почетная «Золотая пальмовая ветвь» — Жан-Пьер Лео

Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Постоянные проекты
Дайте сказать «Дайте сказать» — это жесткое столкновение мнений по самым острым и злободневным проблемам: авторитетные эксперты защищают полярные точки зрения, звучат мнения «людей с улицы», которых рассматриваемая проблема касается кровно.
Ветеран Вкладка «Ветеран» — специальный выпуск, предназначенный для читателей старшего поколения. В «Ветеране» большое внимание уделяется историческим событиям XX века, подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне, трудовым достижениям прошлых лет, рассказывается о достойных людях старшего поколения. Одновременно – полезные советы, как пожилому человеку улучшить свою жизнь, информация о работе ветеранских организаций.
ЛОМКА Единственный среди печатных СМИ Екатеринбурга регулярный ежемесячный антинаркотический проект: не «жареные» факты, а достоверная информация о том, что делается в городе для профилактики зависимостей, реабилитации зависимых, пропаганде здорового образа жизни. В том числе освещается проблематика борьбы с ВИЧ.
Парк культуры В нём рассказывается о наиболее ярких событиях театральной, музыкальной жизни, о кино- и телепремьерах, о художественных и фотографических выставках. Публикуются рецензии, дискуссионные материалы.
Стадион «Стадион» — это спорт высших достижений во всем своем многообразии. Это не только очки, голы, секунды, но и аналитические обзоры, мнения экспертов, столкновение разных точек зрения, прогнозы, проведение опросов специалистов и различных конкурсов. Это новые рубрики «Под олимпийским прицелом», «Еврофутбол-2012», «Клуб 2018».
Один день губернии Журналисты не раз делали попытку объять необъятное. Например, описать один день планеты, одновременно отправив репортеров в три тысячи точек Земли. Коллективный труд газетчиков стал бестселлером на все времена. У авторов нового проекта «Уральского рабочего» задача скромнее: описать один день Свердловской области с помощью наших собственных корреспондентов на местах. Мы узнаем, чем живет глубинка в будни, какие события там происходят, какой они оставят след в истории. Коллективные репортажи из разных концов Свердловской области — это наш скромный вклад в летопись края.
Изыскатели ИЗЫСКАТЕЛИ — проект, в рамках которого «Уральский рабочий» возрождает молодежную страничку газеты. Все авторы этой тематической полосы — начинающие журналисты, которые постараются взглянуть на мир глазами ребенка. Для этого они будут проводить всевозможные журналистские эксперименты, готовить увлекательные репортажи и встречаться с неординарными людьми. Словом, экспериментировать, исследовать, изучать, искать и совершать открытия. «Видеть в привычном необычное» — вот девиз наших изыскателей.
Новости


Архив издания
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF



Ищите нас Вконтакте


Ищите нас на Facebook



Прогноз погоды