Спецвыпуски 
Парк культуры
Трагедия маленького человека в Каннах
Кен Лоуч получил главный приз Канн. Фото: mvestnik.ru
Всегда ли изображение золотой пальмовой ветви в титрах является знаком качества Лев КОЩЕЕВ, 25 мая 2016

Как только на фестивале не оказывается явного фаворита, немедленно выясняется, что никакого справедливого состязания нет. Жюри произносит на публике глубокомысленные речи, но призы раздает в итоге по дружбе или в угоду политической моде.

Давно уже никто не воспринимает всерьез «Евровидение». Вовсе забыт итальянский песенный фестиваль в Сан-Ремо. Кинофестивалям пока везет больше. Событиями в Берлине интересуются. Слово «Канны» и вовсе произносят с придыханием. Штампик на упаковке DVD или в титрах фильма про то, что он удостоен «Золотой пальмовой ветви», ощутимо увеличивает число зрителей и восторженность их оценки.

Магия рассыпается, когда объявляют результаты очередного фестиваля. Кинокритики и ценители выплевывают бутерброд с икрой и начинают затейливо браниться. Мотивация жюри прозрачна. Призы нижнего ряда отданы с расчетом продемонстрировать, что судьи внимательно отсмотрели все ленты и всегда готовы оценить эксперимент. Разумеется, Гран-при жюри (второй по значимости приз) уходит произведению гей-культуры. Разумеется, один из призов присужден иранской кинокартине — Европа не прекращает попыток втянуть Персию в свою культурную орбиту, вырвав из лап Китая и России.

Что же касается «Золотой ветви», ее присудили, явно ориентируясь на имя и дружеские отношения членов жюри. Озадачивает, конечно, почему Лоуч, а не Джармуш. Возможно, последний кого-то в жюри обидел. Или все в жюри знают, что он легче переносит поражения, так что случившееся не станет помехой для дружбы с ним.

Упрекнуть судей не получится: Кен Лоуч — мастер. И дело даже не в том, что десять лет назад он уже получал главный приз Канн за «Ветер, который колышет вереск». Его нынешняя картина «Я, Дэниэл Блейк» пусть и не шедевр, но забирает зрителя. А что касается зрителя российского, того, которого беспокоят социальные вопросы, так ему эту ленту и вовсе хотелось бы настоятельно порекомендовать.

Лоуч с самого своего появления — режиссер острополитический. Он общественный деятель, посвятивший многие десятилетия борьбе с Израилем. Он не просто призывает всех к бойкоту этого государства — он этого требует. Отказываясь отдавать свои ленты на фестивали, где госструктуры Израиля являются спонсорами.

Но этим его политические взгляды не исчерпываются. В 2002 году он участвовал в сборнике киноновелл «11 сентября». Снятая им короткометражка была посвящена организованному при содействии США перевороту в Чили. 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке погибло около трех тысяч человек. 11 сентября 1973 года было убито вдесятеро больше. А тот же «Вереск…» посвящен теме, которую на родине режиссера в Англии предпочитают не вспоминать: вооруженной борьбе ирландцев за независимость сто лет назад. Причем ирландцы показаны абсолютно приятными людьми, а британцы — патологическими садистами.

Если бы «Дэниэла Блейка» сняли о России, фильм ждала бы истеричная слава на манер «Левиафана». Он все на ту же тему безнадежного противостояния маленького человека и бездушной госмашины. Веками бюрократы прикрывались нагромождением норм и правил, уяснить которые обычному человеку не под силу. Сегодня у них новое оружие — компьютерные технологии. «Облачная демократия», говорите? Отныне простой человек даже не сможет узнать, по каким законам его заставляют жить. Хитрые чиновники под лозунгом экономии средств прекращают печатать нормативные акты в газетах. Чтобы ознакомиться с ними, нужны ощутимые деньги на покупку компьютерного оборудования и недюжинные знания, чтобы с ним управляться.

Дэниэл Блейк — не какой-то борец за светлые идеи. У него никто из властей предержащих ничего не пытается отжать — отжимать нечего. Ему надо решить личный вопрос. Плевый, если разобраться. И сделать для этого нужно вроде бы немного. Но куда ж податься, если сегодня даже для того, чтобы записаться к участковому терапевту, нужно знать больше, чем знали Лобачевский или Королев. Ты машине про свой инфаркт, а она тебе — «у вас несовместимость драйверов, связь с сервером утеряна». Птичий язык.

Получается еще одно гневное обличение олигархии страны, веками привыкавшей к деспотизму. Уничтожает она простых людей, чтобы не делиться ни с кем нефтедолларами, сэкономить пенсионный фонд. Все так, если бы не одно «но»: Лоуч свой фильм снял все-таки про Дэниэла Блейка. Про цитадель и прародину демократии — Великобританию.

Если русский интеллигент тут включит мозг, его охватит беспросветная печаль. Он держится ведь только на том, что в Европе все хорошо. И рецепт исправления его страны прост — сделать Россию Европой. А тут выясняется, что вопрос даже не в том, реально ли сие. Просто в Европе тоже плохо. Демократия не работает. Как не работает, скажем, конкуренция — все равно в магазинах есть продавщицы-хамки. Им плевать на показатели своего предприятия. С другой стороны, они чувствуют, что покупатели все равно будут.

Вопросы рейтинга, своего повторного избрания волнуют только политиков высокого уровня. А жизнь Дэниэла Блейка зависит от низовых клерков. Которым плевать и на собственный рейтинг, и на рейтинги их начальников. Они четко знают, что от переизбрания руководителей их собственная судьба не зависит. Поэтому в какой-нибудь нацистской Германии чиновники могут быть любезнее, чем в сверхлиберальной Британии. Наша свобода получать качественные госуслуги заканчивается там, где начинается свобода клерка не быть уволенным за недоработки. Это не война гражданина и власти, а битва двух маленьких людей.

С другой стороны, наличие многовекового неудачного опыта борьбы за улучшения доказывает нам, что задача, похоже, неразрешима в принципе. Как любой ребенок, маленький человек страстно желает быть у матери-власти единственным. Однако… «вас много, а я одна». Никуда, похоже, от этого не деться.

…А что касается Каннского фестиваля и его «золотых ветвей»… Ничего с ними не будет. Потому что миллионам людей нужна мечта о шампанском и Лазурном береге. И вера в то, что среди фильмов попадаются восхитительные шедевры. Поэтому мы будем смотреть фильмы-лауреаты. И они будут нам нравиться. Какими бы они ни были. 

Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Постоянные проекты
Дайте сказать «Дайте сказать» — это жесткое столкновение мнений по самым острым и злободневным проблемам: авторитетные эксперты защищают полярные точки зрения, звучат мнения «людей с улицы», которых рассматриваемая проблема касается кровно.
Ветеран Вкладка «Ветеран» — специальный выпуск, предназначенный для читателей старшего поколения. В «Ветеране» большое внимание уделяется историческим событиям XX века, подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне, трудовым достижениям прошлых лет, рассказывается о достойных людях старшего поколения. Одновременно – полезные советы, как пожилому человеку улучшить свою жизнь, информация о работе ветеранских организаций.
ЛОМКА Единственный среди печатных СМИ Екатеринбурга регулярный ежемесячный антинаркотический проект: не «жареные» факты, а достоверная информация о том, что делается в городе для профилактики зависимостей, реабилитации зависимых, пропаганде здорового образа жизни. В том числе освещается проблематика борьбы с ВИЧ.
Парк культуры В нём рассказывается о наиболее ярких событиях театральной, музыкальной жизни, о кино- и телепремьерах, о художественных и фотографических выставках. Публикуются рецензии, дискуссионные материалы.
Стадион «Стадион» — это спорт высших достижений во всем своем многообразии. Это не только очки, голы, секунды, но и аналитические обзоры, мнения экспертов, столкновение разных точек зрения, прогнозы, проведение опросов специалистов и различных конкурсов. Это новые рубрики «Под олимпийским прицелом», «Еврофутбол-2012», «Клуб 2018».
Один день губернии Журналисты не раз делали попытку объять необъятное. Например, описать один день планеты, одновременно отправив репортеров в три тысячи точек Земли. Коллективный труд газетчиков стал бестселлером на все времена. У авторов нового проекта «Уральского рабочего» задача скромнее: описать один день Свердловской области с помощью наших собственных корреспондентов на местах. Мы узнаем, чем живет глубинка в будни, какие события там происходят, какой они оставят след в истории. Коллективные репортажи из разных концов Свердловской области — это наш скромный вклад в летопись края.
Изыскатели ИЗЫСКАТЕЛИ — проект, в рамках которого «Уральский рабочий» возрождает молодежную страничку газеты. Все авторы этой тематической полосы — начинающие журналисты, которые постараются взглянуть на мир глазами ребенка. Для этого они будут проводить всевозможные журналистские эксперименты, готовить увлекательные репортажи и встречаться с неординарными людьми. Словом, экспериментировать, исследовать, изучать, искать и совершать открытия. «Видеть в привычном необычное» — вот девиз наших изыскателей.
Новости


Архив издания
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF



Ищите нас Вконтакте


Ищите нас на Facebook



Прогноз погоды