Спецвыпуски 
Обратная связь
«Их и так обижают»
«Особые» дети практически отрезаны от мира здоровых сверстников, и родителям приходится быть рядом постоянно. Фото: hleb.asia
Быть толерантным следует быть не только на словах, но и на деле Лилия МАЛЬГИНА, 13 апреля 2016

Порой ради красного словца наш брат-журналист позволяет себе довольно экспрессивные высказывания. Хотя бывает, что автор вкладывает в выражения один смысл, а читатель воспринимает их совершенно иначе.

Например, слово «дурачок», согласно толковому словарю Ушакова, имеет значение «дефективный умственно человек», в котором иногда и звучит в обиходной речи. У каждого бывало, когда это слово и в данном значении он в адрес людей с умственными нарушениями слышал или, возможно, даже не со зла, говорил сам. Так вышло и со статьей «Доступ разрешен?», посвященной инклюзивному образованию. Не желая никого обидеть, но идя на поводу разговорной речи я, признаюсь, использовала этот образ в повествовании.

Через несколько дней после публикации в редакцию позвонил читатель, которого опрометчиво сказанное слово сильно задело. Он воспитывает дочь-подростка с особенностями развития, и некорректность очень его ранила… Мы встретились с мужчиной, чтобы он поделился, с чем на практике сталкивается ежедневно на протяжении уже более 10 лет. Герой попросил не указывать имя и не фотографировать, чтобы лишний раз не привлекать к себе внимания. «Кто сочувствует нам, тот и так поймет, кто нет — тому наша история и не важна», — пояснил он. Дадим ему символическое имя — Алексей.

— Наша семья с этой бедой живет уже 13 лет, — начинает он. — Мы с супругой в браке прожили 7 лет, и когда жилищный вопрос решили, захотели завести малыша. Беременность плановая, ребенок желанный. Все хорошо, до года у девочки не было никаких особых проблем, а в годик дочка вдруг перестала ходить… Обращались к педиатрам, невропатологам, но врачи не смогли поставить диагноз, и мы упустили время. Кто мог подумать, что у ребенка развиваются последствия гипоксии, и если бы мы сразу сделали энцефалограмму и стали давать соответствующие препараты, все могло быть по-другому…

Сегодня его 15-летняя дочь внешне почти не отличается от сверстниц. Только ей из-за недуга не подвластно большинство интеллектуальных действий, которые в норме могут совершать даже 5—7-летние ребята. Она учится в одной из коррекционных школ Екатеринбурга, куда ее каждое утро отводит и после уроков забирает кто-то из близких. Эту семью беда заставила сплотиться и бороться — подобных примеров в повседневной практике, жаль, не много.

Перед родителями «особых» учеников, посещающих коррекционную школу, по словам Алексея, встает другая проблема — ожидать ребенка весь учебный день в образовательном учреждении нельзя, и мамы-папы вынуждены коротать время в близлежащих магазинах или кафе. Не у всех есть возможность ездить или ходить домой и обратно — кто-то живет в отдаленном районе и личного транспорта не имеет. Но и оставлять ребенка на группу продленного дня взрослые редко решаются.

Первостепенной важности вопрос в том, какая нашу героиню и ее ровесников ждет судьба после выпуска из школы.

— Дочке не интересно с подростками ее возраста, а им не интересно с ней, — констатирует Алексей. — Во дворе она почти не гуляет, поскольку ребята дразнят, а мы приглядывать за ней постоянно, увы, не можем… Работы же для инвалидов с особенностями умственного развития практически нет, как нет и тех, кто мог бы за ними присматривать в течение рабочего дня и помогать трудиться. Я, например, хотел бы дом за городом построить, чтобы дочь на свежем воздухе была, с домашними питомцами возилась, и другие такие же ребята приезжали бы в гости… Все же когда все свои, спокойнее.

Например, рассказывает Алексей, одного «особого» малыша родительница здорового ребенка попросила уйти из песочницы лишь потому, что во время игры песок попал на ее любимое чадо. Из-за ветра. Когда же мать якобы виновника ситуации бросилась на защиту сына, дескать, ребенок больной и не виноват, ей ответили «Табличку на него тогда повесь»…

— Порой страшит даже не столько отношение общества к нашим детям, сколько то, что их ждет в перспективе, когда нас не станет, — признается Алексей. — Люди не готовы воспринимать рядом с собой тех, кто отличается от них по степени умственного развития. Те, кто страдает физическими недугами, чаще интеллектуально полноценны и потому лучше принимаются здоровым большинством. Люди с умственными нарушениями, к сожалению, по-прежнему считаются «чужаками».

Чтобы хоть как-то обеспечить детям опору в будущем, родители идут на разные меры. Те, у кого диагноз имеет младший ребенок, надеются на поддержку старших детей. У кого беда случилась с первенцем, решаются на второго — пусть младший, когда вырастет, заботится об «особом» старшем… Не отдавать же его, родного человека, в интернат! И хочется верить, что у семей, столкнувшихся с бедой лицом к лицу, все будет хорошо. Думаю, отчасти ответственность за это лежит и на нас с вами. Чем уважительнее наши слова и поступки, тем проще и комфортнее «особым» людям будет рядом с нами.

(Отклик на статью «Доступ разрешен?», «УР» за 18 февраля 2016, Лилия МАЛЬГИНА)

Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Постоянные проекты
Дайте сказать «Дайте сказать» — это жесткое столкновение мнений по самым острым и злободневным проблемам: авторитетные эксперты защищают полярные точки зрения, звучат мнения «людей с улицы», которых рассматриваемая проблема касается кровно.
Ветеран Вкладка «Ветеран» — специальный выпуск, предназначенный для читателей старшего поколения. В «Ветеране» большое внимание уделяется историческим событиям XX века, подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне, трудовым достижениям прошлых лет, рассказывается о достойных людях старшего поколения. Одновременно – полезные советы, как пожилому человеку улучшить свою жизнь, информация о работе ветеранских организаций.
ЛОМКА Единственный среди печатных СМИ Екатеринбурга регулярный ежемесячный антинаркотический проект: не «жареные» факты, а достоверная информация о том, что делается в городе для профилактики зависимостей, реабилитации зависимых, пропаганде здорового образа жизни. В том числе освещается проблематика борьбы с ВИЧ.
Парк культуры В нём рассказывается о наиболее ярких событиях театральной, музыкальной жизни, о кино- и телепремьерах, о художественных и фотографических выставках. Публикуются рецензии, дискуссионные материалы.
Стадион «Стадион» — это спорт высших достижений во всем своем многообразии. Это не только очки, голы, секунды, но и аналитические обзоры, мнения экспертов, столкновение разных точек зрения, прогнозы, проведение опросов специалистов и различных конкурсов. Это новые рубрики «Под олимпийским прицелом», «Еврофутбол-2012», «Клуб 2018».
Один день губернии Журналисты не раз делали попытку объять необъятное. Например, описать один день планеты, одновременно отправив репортеров в три тысячи точек Земли. Коллективный труд газетчиков стал бестселлером на все времена. У авторов нового проекта «Уральского рабочего» задача скромнее: описать один день Свердловской области с помощью наших собственных корреспондентов на местах. Мы узнаем, чем живет глубинка в будни, какие события там происходят, какой они оставят след в истории. Коллективные репортажи из разных концов Свердловской области — это наш скромный вклад в летопись края.
Изыскатели ИЗЫСКАТЕЛИ — проект, в рамках которого «Уральский рабочий» возрождает молодежную страничку газеты. Все авторы этой тематической полосы — начинающие журналисты, которые постараются взглянуть на мир глазами ребенка. Для этого они будут проводить всевозможные журналистские эксперименты, готовить увлекательные репортажи и встречаться с неординарными людьми. Словом, экспериментировать, исследовать, изучать, искать и совершать открытия. «Видеть в привычном необычное» — вот девиз наших изыскателей.
Новости


Архив издания
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF



Ищите нас Вконтакте


Ищите нас на Facebook



Прогноз погоды