Спецвыпуски 
Переключая каналы
Конец раздетой эпохи
Йоко Оно на съемках для календаря Pirelli-2016. Фото: businessinsider.com
О чем свидетельствует утрата интереса к эротическому искусству Лев КОЩЕЕВ, 23 декабря 2015

В каком-то смысле сейчас приходится подводить итоги не года, а целой эпохи длиной в полтора века. Более того, возможно, исчерпала себя история всей нашей цивилизации. Вопреки мозаичному лозунгу на стене в школе, где я учился, у революции все-таки есть конец.

Нет, не потому, что гидра контрреволюции делает удачный выпад. Ситуация получается, вот как если бы мы радостно собирали чемоданы, бежали на самолет, летели десять часов в далекую страну, предвкушая, как попадем на экзотический карнавал, — но когда мы ступили на центральную площадь, то услышали только объявление по динамику, что праздник закончился, и полиция желает нам всего хорошего.

На протяжении последнего полувека юноши на разных широтах, с разным цветом кожи и разрезом глаз очень по-разному представляли счастливую жизнь. Кому-то нужен собственный земельный надел. Кому-то подавай 8-часовой рабочий день и два выходных. Кто-то мечтал о регистрации бизнеса «в одно окно». Но у всех у них с 1950-х годов был один общий символ вожделенной свободы: вот я развалюсь вольготно… и раскрою журнал «Плейбой».

Начав его издавать, Соединенные Штаты победили авансом во всех войнах на десятилетия вперед — невозможно же всерьез воевать со страной, которая издает твой любимый журнал. Политические режимы по всему миру друг за другом накидывали себе на шею петлю, запрещая хождение этого издания. Их опрокидывали неудержимые толпы юношей, горящие заживо тягой к прекрасному, то есть к «Мисс Август».

То же самое произошло и у нас 30 лет назад. У советской молодежи было все. Она не умирала от голода, она получала бесплатно квартиры, она могла даже не бояться безработицы. Но она не могла плюхнуться на диван, включить фильм Залмана Кинга или MTV и… да, распахнуть «Плейбой». И это оказалось главным.

Наступило царство свободы. Но Залман Кинг больше не снимает. Несколько лет назад MTV радикально переродился. Там теперь сплошь передачи о вреде пластической хирургии. Даже неудобно перед Политбюро ЦК КПСС, что его свергли ради такой туфты. А в минувшем году журнал «Плейбой» объявил, что больше не будет публиковать обнаженных фото. Приплыли.

Прощай, Эрос

Причем «Плейбой» не был чем-то отдельным в мировой культуре. Он был лишь наиболее ярким проявлением, квинтэссенцией эпохи эротизма, начавшейся примерно полтора века назад. Вначале пикантные изображения замелькали в произведениях модернистов, но европейская и североамериканская культуры оставались «зашнурованными» еще практически век. Махина благочиния не выдержала атомных взрывов — всеми подспудно овладел ужас, что до смерти, возможно, всего-то десять минут, а они еще не насладились жизнью сполна. Процесс помчался галопом: «обнаженка» неукротимо наступала в кино, журналах, рекламе, музыкальных клипах. Любая обратная связь неумолимо свидетельствовала: больше всего аудитория хочет видеть красивое тело. Если ты его не покажешь или покажешь мало, это сделает твой конкурент, а ты следующий день встретишь в канаве.

В 1960-х капитулировала мода: было признано, что наилучшим фасоном юбки является ее практически полное отсутствие. Как бы ни был гениален модельер, ему не тягаться с творцом по имени Природа. Коленки ослепительно засияли под несущееся из всех динамиков «Я вхожу, я прохожу между твоими почками» Сержа Генсбура. Эротизм был важным политическим маркером, знаменуя собой эпоху де-мобилизации: никакого большого дела, тем более войны, удовольствия прежде всего.

Но в нынешних своих действиях «Плейбой» тоже не одинок, это не какой-то каприз его редактора или учредителей. Вот есть мегаконцерн Pirelli, он ежегодно издает фирменный календарь. Издает вот уже полвека, за вычетом восьми лет. Это была обнаженка, но обнаженка высочайшего уровня — только лучшие в мире фотографы, только мегазвезды в роли моделей. Его могли бы продавать астрономическими тиражами, но вместо этого сделали эксклюзивной штучкой, экземпляр календаря на следующий год не купить, кажется, ни за какие деньги.

Так вот, в календаре Pirelli-2016 никаких раздетых моделей нет. Красавица только одна — наша Водянова. Остальные и не пытаются поразить внешностью. Их пустили в кадр, потому что это женщины, каждая из которых стремится сделать мир вокруг лучше.

Тут невозможно усомниться. Жанр настенного календаря вообще жесток как таковой. Тут вам не помогут никакие дипломы дизайнерских фестивалей, никакая идеологическая выверенность — люди пускают себе на стену только то, что безусловно ласкает взор их внутренних животных, то есть пальмы-волны, девочек и котяток. А уж покупатели шин и подавно не замечены в интеллигентских экстазах типа «Ах, это же режиссер из Ирана, смело поставившая вопросы свободы женщин в своей стране! Хочу ее на стену моего гаража!».

Но, с другой стороны, в Pirelli явно не дураки сидят. Отдел маркетинга у них знает все. Раз они сделали так, как сделали, — значит, покупателям шин голые девочки больше не нужны.

Кончился не только «Плейбой» — кончилась та эпоха, которую он символизировал. Уже лет пятнадцать юношей с горящими сердцами на разных широтах объединяет не любовь к этому журналу, а ненависть к нему. Этим юношам милее хиджаб или что-то в таком духе.

И, кстати, редакция «Плейбоя» уверяет, что, как только журнал избавился от нудистики, в его аудитории выросла доля молодых читателей. Я, правда, не очень понимаю, чем это хорошо, но важно другое — вы только подумайте, изображения женского тела то ли отпугивали, то ли отвращали молодую аудиторию. Современной молодежи подавай интеллектуальную прозу и остросоциальные статьи. Хотя, возможно, ей нужны котятки. Инфантилизация зашла так далеко, что половое созревание не наступает. Похоже на правду.

Вот и все

Несколько тысячелетий, вырвавшись из примитивного состояния, люди так или иначе пытались доказать, что счастье человека — не в удовлетворении животных желаний. Они стремились обрести бога, докопаться до научной истины, добиться реализации своих политических идеалов. Испытать экстаз художественного творчества или найти сочетания цветов или звуков, которые дарят экстаз от их созерцания или прослушивания.

Какое-то время считалось, что человеку подарит счастье полет между облаками. Когда практика не подтвердила этого, подобный смысл стали придавать полету в космос. Гете убеждал читателей, что человек становится счастлив, когда видит, как реализуется его грандиозный инженерный замысел. Этому бы вполне поверили, если бы на свете не было инженеров. Они, застенчиво хихикая, сказали всем, что удовлетворение плотских фантазий приносит им гораздо большее удовольствие, нежели сдача проекта и даже завершение госиспытаний.

XX век стал финалом, точкой капитуляции. Триумфальный приход эпохи эротизма означал, что люди нехотя, сквозь зубы признают — все-таки главными для нас остаются удовольствия, знакомые и шимпанзе.

Но теперь, получается, люди не находят особого удовольствия и в этом. Миллионы лет во всем животном мире сексуальность — маркер здоровья, желания утрачивает только больное животное. Если судить с этой позиции, наше общество все более усталое и больное. Оно шепчет: «Мне это неинтересно, потому что это примитивно», — но это самообман. Мы выполняем приказ природы, забраковавшей нас и стремящейся побыстрее убрать плоды неудачного эксперимента со сцены.

И ладно бы на смену пришла какая-то другая концепция удовольствия. Но ее нет. Единственное свежее, что есть на поляне, — это упомянутая выше концепция хиджаба, казачьего круга, общества-муравейника, где каждый послушно делает свое дело. Подобная организация жизни отлично подходит для ситуации, когда об удовольствиях и речи быть не может, идет коллективная борьба за выживание.

Возможно, это и есть наше глобальное будущее, популярность чего-то, что есть решение некой проблемы, есть предчувствие приближения этой проблемы: запах аспирина нравится человеку, который еще не заболел, но предчувствует приближение болезни.   

Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Постоянные проекты
Дайте сказать «Дайте сказать» — это жесткое столкновение мнений по самым острым и злободневным проблемам: авторитетные эксперты защищают полярные точки зрения, звучат мнения «людей с улицы», которых рассматриваемая проблема касается кровно.
Ветеран Вкладка «Ветеран» — специальный выпуск, предназначенный для читателей старшего поколения. В «Ветеране» большое внимание уделяется историческим событиям XX века, подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне, трудовым достижениям прошлых лет, рассказывается о достойных людях старшего поколения. Одновременно – полезные советы, как пожилому человеку улучшить свою жизнь, информация о работе ветеранских организаций.
ЛОМКА Единственный среди печатных СМИ Екатеринбурга регулярный ежемесячный антинаркотический проект: не «жареные» факты, а достоверная информация о том, что делается в городе для профилактики зависимостей, реабилитации зависимых, пропаганде здорового образа жизни. В том числе освещается проблематика борьбы с ВИЧ.
Парк культуры В нём рассказывается о наиболее ярких событиях театральной, музыкальной жизни, о кино- и телепремьерах, о художественных и фотографических выставках. Публикуются рецензии, дискуссионные материалы.
Стадион «Стадион» — это спорт высших достижений во всем своем многообразии. Это не только очки, голы, секунды, но и аналитические обзоры, мнения экспертов, столкновение разных точек зрения, прогнозы, проведение опросов специалистов и различных конкурсов. Это новые рубрики «Под олимпийским прицелом», «Еврофутбол-2012», «Клуб 2018».
Один день губернии Журналисты не раз делали попытку объять необъятное. Например, описать один день планеты, одновременно отправив репортеров в три тысячи точек Земли. Коллективный труд газетчиков стал бестселлером на все времена. У авторов нового проекта «Уральского рабочего» задача скромнее: описать один день Свердловской области с помощью наших собственных корреспондентов на местах. Мы узнаем, чем живет глубинка в будни, какие события там происходят, какой они оставят след в истории. Коллективные репортажи из разных концов Свердловской области — это наш скромный вклад в летопись края.
Изыскатели ИЗЫСКАТЕЛИ — проект, в рамках которого «Уральский рабочий» возрождает молодежную страничку газеты. Все авторы этой тематической полосы — начинающие журналисты, которые постараются взглянуть на мир глазами ребенка. Для этого они будут проводить всевозможные журналистские эксперименты, готовить увлекательные репортажи и встречаться с неординарными людьми. Словом, экспериментировать, исследовать, изучать, искать и совершать открытия. «Видеть в привычном необычное» — вот девиз наших изыскателей.
Новости


Архив издания




Прогноз погоды