13 апреля 2018, 17:26
Добыть и сохранить: почему в ходе эволюции сформировалось именно два пола?

Взаимные претензии мужчин и женщин были и будут всегда. Нас редко полностью устраивают партнеры, и часто хочется хоть что-нибудь да изменить. Но, как не устают повторять психологи, насильно изменить человека невозможно, можно только принять его таким, какой он есть. Как?! Вопрос сложный и требует хорошей внутренней работы, но сейчас мы не будем уходить в тонкости психологии, а попробуем взглянуть на взаимоотношения полов с точки зрения законов природы. Ведь если понять, что изначально природой для мужчин и женщин были определены совершенно разные задачи, то и вопросов, почему он/она повели себя холодно/сдержанно/ эмоционально и т.д., становиться меньше.

Теория эволюции полов

— Есть замечательная теория эволюции полов академика Вигена Геодакяна, согласно которой два пола — это эволюционное приобретение, связанное с основными задачами, стоящими перед видами, — выжить и оставить потомство, — говорит психотерапевт, лектор курса по психологии в библиотеке имени Белинского Елена Николаева. — Чтобы это сделать, нужны разные типы поведения: так, мужчина в ходе эволюции стал отвечать за исследование, передачу новых признаков, а женщина — за сохранение этих признаков.

По словам психотерапевта, если женщина по закону эволюции предрасположена к сохранению признаков — вынашиванию, рождению ребенка, то ее естественное поведение — стабильность, меньшая активность, высокий уровень адаптации к изменяющимся условиям. Кстати, именно поэтому девочки в первом классе (стрессовая, новая среда для любого ребенка) производят впечатление более умных и социализированных — они просто легче адаптируются, а интеллектуально не лучше мальчиков.

Мужчины же по своей природе отвечают за привнесение новой информации, поэтому они более активны, агрессивны и, что интересно, плохо приспосабливаются к среде — чтобы выжить, им необходимо исследовать мир и придумывать новые варианты. Именно поэтому мужчин-первооткрывателей, ученых значительно больше, чем женщин. Но есть и другая сторона плохой адаптации: если мужчине становится плохо, ему проще «уйти» — сменить партнершу, погрузиться с головой в работу или начать пить, что тоже является вариантом бегства от неудовлетворяющей реальности.

Первые признаки сложностей с приспособлением к среде можно увидеть уже в детстве. Мальчиков долго ругать бесполезно — их мозг не выдерживает такого напряжения и просто переключается на другую деятельность. Он может пять минут слушать, а на шестую задать совершенно странный вопрос не по теме. Девочка в аналогичной ситуации «сбегать» в другую тему не будет — она просто расплачется.

Разный тип мышления

Еще одна особенность, обусловленная природными законами, связана с типом мышления.

— Согласно психологии мы можем думать образами, действиями и словами. Слова появляются тогда, когда мы осваиваем речь, — продолжает Елена Николаева.

У девочек это получается на несколько месяцев раньше, чем у мальчиков, поэтому чаще всего девочки учатся лучше, поскольку образование построено на словесном объяснении. Мальчики осваивают речь медленнее, и пока не заговорили, они думают образами, действиями, и, как следствие, у них большая склонность к образному мышлению — им, например, проще представить задачу по геометрии, чем объяснить ее решение, — считает психолог.

Разница между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами действительно огромная, и важно это учитывать не только в личных отношениях, но и на первых этапах межполового общения — в детских садах, школах, вузах.

Эксперимент на детях

— Однажды мы приводили эксперимент в детском саду — спросили, как нестандартно можно использовать линейку, — говорит Елена Николаева. — Напомню, что девочки осваивают речь быстрее и уже мыслят словами, а мальчикам свойственно образное мышление. Так вот, девочки стали активно предлагать варианты, лежащие на поверхности: почесать какую-нибудь часть тела. Мальчики придумали сделать опору для цветов — это оригинальная идея. Что после этого делают девочки? Они развивают идеи мальчиков и не дают им проявиться. Продолжаем эксперимент — уводим девочек, мальчики становятся активнее. Если девочек оставить, мальчики уйдут сами. Способность к стабильности и постоянству позволяет девочкам, женщинам доводить мастерство до уровня, на которое мальчик, мужчина не способен, и они теряют интерес к той деятельности, где становится много девочек, — заключает психолог.

Возможно, на такое поведение мужчин накладываются культурные стереотипы, согласно которым с женщинами конкурировать несолидно. Но если вспомнить, что природой для обоих полов заложены две главных задачи — выжить и оставить потомство, то конкуренция теряет смысл. Зачем нам друг с другом бороться, если выживать, оставлять потомство эффективнее и креативнее вдвоем.

Ольга Плехова, фото youtube.com

Другие новости