20 марта 2018, 15:49
Вундеркинды: почему у одних талант проявляется все ярче, а у других угасает

Историю вундеркинда Марка Вишни, семья которого неделю назад переехала жить в США, в Екатеринбурге помнят многие. В 2007 году двухлетний ребенок удивил судей шоу «Минута славы» тем, что в уме складывал и умножал многозначные цифры. «Он гений» говорили тогда многие, но, по оценке экспертов московского «Института мозга», мальчик оказался «нормальным», просто сильно увлеченным цифрами. Как раскрывается сегодня талант ребенка, не совсем ясно, в некоторых интервью уже 13-летний Марк говорил, что его сильно увлекает литература и рисование, о математике — ни слова.

История Марка не уникальна — тысячи детей в раннем возрасте демонстрируют явные способности к чему-то, но со временем у одних талант проявляется все лучше, а у других угасает. Почему? Попытаемся понять вместе с педагогом, психологом, лектором курса по психологии в библиотеке имени Белинского Еленой Николаевой.

— Еще в процессе беременности у ребенка формируются анатомо-физиологические особенности, определяющие его способности. После рождения именно они обеспечивают легкость овладения навыками. Но чтобы ребенок начал проявлять себя, нужно создать среду и наблюдать, какое занятие доставляет ему удовольствие. Особое внимание стоит уделять тому, что он сам инициирует — спонтанной деятельности. Не бывает такого, что у ребенка нет способностей. Просто он пока не сталкивался со сферой, где они могли бы проявиться, — говорит Елена Николаева. — Например, мальчик или девочка, от рождения способные к плаванию, родились в пустыне, где априори нет среды, где они могли раскрыть свой талант; в итоге, если возможности так и не появится, их способности и не разовьются. Какой вывод из этого следует? Ребенку нужно предоставлять максимально возможный выбор занятий, чтоб он сумел найти свое, — считает психолог.

Если это произошло, возникает другой вопрос: как развивать талант? И здесь однозначного ответа нет.

— С одной стороны, можно начать учить и способствовать развитию, а с другой — обучением отбить всякое желание. Например, ребенок перестал рисовать не от того, что разлюбил, а от того, что не хочет именно так, по таким правилам рисовать, как его учат. Поэтому очень важно внимательно подходить к выбору педагога, — говорит Елена Николаева.

Еще один важный момент, который может проявиться у способных, а чаще всего у одаренных детей, — абсолютное усердие и интерес к тому, чем они увлечены, и полное безразличие к другим сферам жизни.

og_og_1498769494245439826

— Например, мальчик целыми днями лепит из пластилина, у него это блестяще получается, и при этом для него не важно, что нужно заправить кровать или хотя бы переодеться из пижамы в домашнюю одежду. Или девочка прекрасно рисует, но при этом сильно набирает вес; родители настаивают, чтобы она занялась спортом, а она даже думать об этом хочет. Что делать: заставлять или закрывать глаза? Сложно ответить, как правильно, но из своего опыта могу сказать, что важно устанавливать нижнюю планку и развивать волю. Не надо требовать пятерок по предметам, которые не интересны, но — чтобы тройка была. Установление нижней планки дисциплинирует и позволяет получить важные в будущей жизни знания и навыки, — считает Елена Николаева.

Одаренного ребенка, как, впрочем, и любого другого, воспитывать сложно. Но что же делать уже взрослому человеку, у которого в силу обстоятельств к 30, 40 и даже 50 годам так и не появилось среды, в которой он мог бы раскрыть свой уникальный талант?

— Существует поздняя одаренность, которая обнаруживается как раз у взрослых. Причем активно она проявляется у тех, кто вышел на пенсию и не работает — появляется свободное время и возможность попробовать что-то новое. Как пробовать? Понимать, что доставляет удовольствие именно вам: например, слушать, читать, шить, анализировать, наблюдать и так далее. Ведь что такое способность? Это то, что делается легко, с удовольствием. К способностям взрослого в нашей культуре относятся по-разному, поскольку отношение к удовольствию неоднозначное, у нас принято себя преодолевать, терпеть; существует посыл, что нужно тяжело работать, а удовольствие здесь неуместно. Но лишь занятие, составляющее сферу наших способностей, может лучше всего получаться и, как следствие, приносить удовольствие не только от самого дела, но и от жизни. Важно в любом возрасте попробовать новое и разрешать себе получать удовольствие, — заключает психолог.

Кстати:

На сегодняшний день единой классификации видов одаренности не существует. Ученые выделяют от четырех до десяти видов одаренности. Чаще всего психологи и педагоги при диагностике способностей останавливаются на пяти:

Ольга Плехова, фото hollivizor.ru, инфографика: Евгений Суворов

Другие новости