14 февраля 2018, 16:33
Тайны цыганского двора: худрук Самодуров — о премьере уральского балета

«Я не хочу подробно рассказывать о премьере балета „Пахита“, потому что его лучше увидеть...». Однако для читателей «Уральского рабочего» худрук Екатеринбургского балета Вячеслав Самодуров, балетмейстер-постановщик «Пахиты», неоднократный лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска», приоткрыл занавес перед премьерой.

2

— Что для Вас значит эта премьера?

— В 2018 году исполняется 200 лет со дня рождения классика мировой хореографии Мариуса Петипа. Премьерой мы открываем Год Петипа. Так сложилось, что я заканчиваю эту работу за Сергея Вихарева, мастера и прекрасного педагога, который, к сожалению, скоропостижно ушел от нас. Я всегда ценил его как суперпрофессионала и гордился знакомством с ним. Все, что он сделал, мы бережно сохраняем. Проект необычный: во время спектакля зритель будет приглашен в путешествие во времени.

Героиня — сирота Пахита, живущая в таборе, но очень непохожая на остальных цыган. Действие начинается в Испании: сюда на открытие памятника приезжает французский генерал с сыном Люсьеном. Иниго, глава цыганского табора, хочет добиться любви прекрасной Пахиты, но замечает, что между ней и Люсьеном вспыхивают нежные чувства. В центре сюжета — любовь, интриги и внезапные узнавания.

Когда-то «Пахита» была очень популярным балетом, но в ХХ веке вся мелодрама с цыганами и французами исчезла, и под названием «Пахита» долгое время исполнялась последняя картина — Большое классическое па. Новый спектакль возвращает на сцену полную версию в трех актах. Хореография Петипа будет восстановлена по нотации, сделанной столетие назад в Мариинском театре. Однако авторы идеи, историк и критик балета Павел Гершензон и балетмейстер Сергей Вихарев, поместили старинную хореографию внутрь нового спектакля.

— Весь спектакль построен вокруг героини Пахиты. Кому Вы отдали главную роль?

— У нас три ведущих балерины: Екатерина Сапогова, Елена Кабанова и Мики Нисигути. Они все очень разные, у каждой из них свои достоинства, поэтому, я думаю, каждый спектакль будет не похож на другой. Затем мы введем и других балерин в «Пахиту».

— Известно, что композитор Юрий Красавин создал для постановки новую партитуру на основе оригинальной музыки старой «Пахиты». Что дает балету такое музыкальное новаторство?

— Это новый взгляд на работу со старым материалом. Насколько это новаторство, каждый может определить для себя сам. Команда «Пахиты» нашла новый ключ для работы с балетной музыкой XIX века.

— Представляете ли Вы себя зрителем во время репетиций?

— Я всё время сижу на двух стульях — смотрю на сцену с разных ракурсов, и как зритель, и как профессионал. Полезно менять точку обзора. Это способ сделать спектакль интересным публике. Балет можно смотреть просто как развлечение, а можно взглянуть на него с художественной точки зрения. Это зависит от степени подготовленности каждого.

— В век цифровых технологий очень популярны проекты виртуального зрительного зала, которые уже появились в малых городах. Готовы ли Вы продвигать искусство с помощью таких технологий?

— Живое искусство всегда воздействует быстрее и более эмоционально, но когда есть возможность с чем-то познакомиться с помощью технологий, это тоже неплохо.

— Вы знаете, что Екатеринбург борется за право принять Всемирную выставку «ЭКСПО-2025». Чем может удивить Екатеринбургский театр оперы и балета?

— Думаю, у нашего театра есть прекрасные постановки, например, «Ромео и Джульетта», «Тщетная предосторожность» и другие, и мы ими гордимся. А пока приглашаем всех на премьеру «Пахиты», которая состоится 22–25 февраля.

Беседу вела Светлана Савохина, фото Борис Ярков

Другие новости