Зачем родители пишут Президенту?
Дети, которых обучают по книгам Ушинского, очень любят читать. Фото: russianclassicalschool.ru.
По их мнению, современные школьные реформы разрушают систему образования в стране Юрий МАРЧЕНКОВ, 7 марта 2017

Новость эта не облетела информационные порталы, не «заявлялась» громкими заголовками передовиц.

Казалось бы, ну что тут такого — всего лишь Ассоциация родительских комитетов и сообществ обратилась к Президенту РФ и к органам госвласти с просьбой поддержать систему обучения детей «Русская классическая школа».

Обычное вроде бы дело, кто только не пишет президенту. Событие не стало поводом и для круглых столов, ток-шоу, вызовом «к барьеру» экспертов… Хотя повод для обращения был серьезным, и проблема, о которой Ассоциация родителей решила поведать главе государства и министру образования, очень острая и требует безотлагательных решений. Вот цитата из обращения: «…Бесконечные образовательные реформы и изменения законодательства в этой сфере стремительно разрушают систему образования в нашей стране. Сегодняшняя школа не дает учащимся даже элементарных знаний, что неопровержимо проявляет из года в год ЕГЭ. Преподаватели высшей школы с отчаянием констатируют, что студенты стали необучаемыми: они не могут понимать, мыслить, читать и говорить. И причина не только в ЕГЭ, но и в качестве обучения, в методике обучения, а вернее, в ее отсутствии…»

Вот так, куда уж серьезнее, вещи названы своими именами, проблема обозначена. Расхваленные инновации в обучении привели лишь к деградации и подрыву психики ребенка, а отказ от того, что в свое время составляло славу советской педагогики, завел школы в тупик. В итоге дети не любят читать, не могут научиться грамотному письму, не умеют решать задачи, и порой им просто не хочется идти в школу…

Этих «не» набралось слишком много, чтобы продолжать молчать. Так и появилось на свет это письмо к Владимиру Путину. Знакомясь с его текстом, обратил внимание на то, что написавшие не просто «сотрясали воздух и жаловались на судьбу». Было и конкретное предложение — вернуться к достижениям классической советской школы, которая была признана во всем мире, но уничтожена реформаторами.

Впрочем, не совсем уничтожена — благодаря усилиям Татьяны Алтушкиной достижения советской педагогики окончательно в прошлое не ушли, в Екатеринбурге вот уже десять лет как действует созданный ею проект «Русская классическая школа» (РКШ). Группа единомышленников, сплотившаяся вокруг Алтушкиной, изучила наследие выдающегося педагога Константина Ушинского, и стало ясно: чтобы шагать в будущее, нужно знать свое прошлое.

— В математике ничего лучше, чем советские учебники, нет, — твердо убеждена Татьяна Алтушкина. — Они учили ребенка думать, задавать вопросы, развивали системность и логичность мышления. И от всего этого в свое время отказались! Приходилось по крупицам собирать бесценный опыт педагогов прошлого, собирать команду единомышленников. Мы разработали оптимальные учебники, взяв за основу советские, например блистательный учебник арифметики Пчелко.

Самое главное, это не просто реализация чьих-то амбиций или удачный коммерческий проект (обучение в такой школе бесплатное, какая уж тут коммерция!), а искренняя забота о том, что будет вложено в души ребятишек, какими они будут шагать по жизни. В современных учебниках в начальной школе для малышни сплошная развлекаловка на уровне зайчика, пришедшего в гости к белочке. В переработанных пособиях, по которым занимаются в РКШ, речь о другом — к примеру, как мальчик помогает своей маме. Разница принципиальная, не так ли?

— У детей, которых обучают по книгам Ушинского, появляется чувство сопричастности к родной земле, — убеждена Татьяна Алтушкина. — Они любят читать, причем понимают русскую классику XIX века, что называется, без словаря. А вот для детей, обучающихся в обычной школе, чтение классики — зачастую неподъемный труд.

Выпускники «Русской классической школы» (имеющей лицензию, но не имеющей аккредитации — иначе пришлось бы обучать детей по современным методикам, которые они отвергают) сдают экзамены в обычной школе, и результаты впечатляют, их отличает глубина мышления, фундаментальность, а не клиповость. Вот и ответ скептикам.

— Отрадно, что наше начинание находит массовую поддержку у родителей, которые хотели бы, чтобы органы государственной власти обратили внимание на уже существующую альтернативу, — говорит Татьяна Алтушкина.

В сообщениях информагентств промелькнуло, что сторонники русского классического образования предлагают обучать детишек пользоваться гусиным пером. Татьяна Анатольевна на мой уточняющий вопрос улыбнулась:

— Ничего подобного, это все чьи-то фантазии. Речь может идти лишь о том, что детей надо обучать письму перьевыми ручками, а не шариковыми. Это здоровьесберегающая методика.

Охотно верю. Попробуйте-ка представить себя не умеющим писать ребенком и напишите слово в прописи безотрывно, шариковой ручкой. Станет понятно, почему дети быстро устают и обучение письму превращается в каторгу. Джон Стейнбек в романе «Гроздья гнева» назвал пишущий инструмент посредником между мозгом и телом и был прав. В Германии, к примеру, в начальной школе запрещено пользоваться шариковыми ручками. В Екатеринбурге в «Русской классической школе» каллиграфией ученики младших классов занимаются раз в неделю на уроках чистописания — и у них очень даже неплохо получается.

В нескольких частных школах в стране уже действует проект «Русская классическая школа». Мечта Татьяны Алтушкиной, ее единомышленников и многих родителей — чтобы как можно больше детей имели возможность обучаться по классической методике в рамках государственных школ.

Кстати, началось все с того, что Татьяна Алтушкина, мать шестерых детей, начала думать о том, как дать им достойное образование, привить любовь к учебе, к русской культуре, избавить от того негатива, что дает современная школа. Так и начался процесс поиска способов реализации задуманного. И столько открытий при этом она сделала, познакомившись с сокровищницей педагогики прошлого! Желание дать своим детям то, что раньше было доступно каждому, привело к активным действиям, начал рождаться проект РКШ, и захотелось приобщить к нему как можно больше детей. В это Татьяна Алтушкина вкладывает много сил и ресурсов.

Процесс пошел, «Русские классические школы» стали появляться в других городах страны. Опыт Екатеринбурга оценили. Но это лишь первый шаг. Вся борьба за признание русского классического образования еще впереди.

Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.


Архив издания
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF



Ищите нас Вконтакте


Ищите нас на Facebook



Прогноз погоды