9 ноября 2016, 14:14
Как открыть культурное пространство для особых людей

9 ноября в уральской столице начала работать II Всероссийская открытая научно-практическая конференция «Культура и социальная ответственность: создание инклюзивного пространства».

Накануне открытия форума мы побеседовали на заданную тему с начальником управления культуры администрации Екатеринбурга Татьяной ЯРОШЕВСКОЙ.

— Татьяна Львовна, давайте напомним, что уже сделано в уральской столице для культурной социализации людей с ограниченными возможностями здоровья?

— С октября 2015 года реализуется общегородской проект «Культура для всех». Он интегрирует используемые в учреждениях культуры Екатеринбурга уникальные социокультурные практики и технологии благотворительности, которые ориентированы на людей, нуждающихся в особом внимании. Сегодня это одно из приоритетных направлений нашей деятельности.

Муниципальными музеями реализуются просветительские проекты для слабовидящих и незрячих, театрами формируется опыт инклюзивной хореографии и театральной педагогики, культурно-досуговыми учреждениями и библиотечными центрами проводятся серии мероприятий с участием людей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, детей и их родителей. К такой деятельности привлекаются и арт-волонтеры, которые проводят мастер-классы, интерактивные игры, организуют праздники.

Что касается дополнительного образования, то уже с 1999 года в городских школах искусств проводится обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по уникальным авторским методикам.

— Что является двигателем, стимулом для формирования инклюзивного пространства, а какие факторы тормозят, мешают его развитию?

— Огромную роль в формировании инклюзивного пространства играет создание доступной среды: улучшение материально-технической базы, привлечение волонтеров к работе с «особыми» людьми. Но самое важное — чтобы среда стала универсальной, одинаково приемлемой и пригодной для всех людей, вне зависимости от состояния их здоровья.

К сожалению, людям не хватает понимания и навыков, как следует общаться с теми, чьи возможности ограничены, и это создает проблемы. Сегодня именно муниципальная сфера культуры способствует появлению толерантного пространства в инклюзии. Но для этого специалисты учреждений культуры и волонтеры должны иметь необходимые знания и опыт. Только тогда работа будет эффективной.

— Каков опыт Екатеринбурга в подготовке профессиональных специалистов для социокультурной работы в инклюзивном пространстве? Как привлечь специалистов в эту сферу?

— На первое место мы ставим разработку адаптированных образовательных программ — всегда креативных и инновационных. Приоритетное значение для нас имеет и подготовка кадров, поскольку инклюзивное образование нуждается в психолого-педагогическом обеспечении. Для этих целей в Екатеринбургской академии современного искусства реализуются программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Наиболее ярким примером решения проблем инклюзии является Екатеринбургская детская школа искусств № 4 «АртСозвездие», которая более четырнадцати лет ведет работу в этом направлении и сегодня претендует на получение статуса федеральной информационной площадки. Здесь регулярно проводятся научно-практические семинары, конференции, мастер-классы, посвященные инклюзии.

— Есть ли мировой опыт или опыт других российских городов, который мог бы стать примером для Екатеринбурга по развитию инклюзивного пространства?

— Мы знаем, что в разных уголках земли для этого созданы разные условия, поскольку отличаются системы и менталитеты. Среди стран с наиболее совершенным законодательством в области инклюзивного образования можно выделить Канаду, Кипр, Данию, Бельгию, ЮАР, Испанию, Швецию, США и Великобританию. Инклюзивное образование в этих странах существует уже 30 — 40 лет, законодательно закреплено и постоянно развивается.

Российское образование в настоящее время только стремится к тому, чтобы стать инклюзивным и учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его образовательные потребности. Для решения этой мегазадачи необходимо немало времени, но инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной социальной политики нашей страны.

Чтобы устранить барьеры на пути развития инклюзии, важно не только изменить физическую среду, сделать ее доступной, не только увеличить финансирование для обеспечения специальной поддержки образования ученика с особыми потребностями, но в первую очередь устранить социальные барьеры. А для этого нужно постоянно и целенаправленно изменять культуру, политику и практику работы образовательных учреждений, в том числе в сфере культуры.

— Насколько бизнес-сообщество Екатеринбурга на сегодняшний день готово поддерживать формирование инклюзивного пространства? И как можно мотивировать бизнес поддержать эту сферу?

— Сегодня многие не только готовы, но уже поддерживают формирование инклюзивного пространства. В числе партнеров проекта «Культура для всех» значатся такие общественные и благотворительные организации, как «Мы вместе», «Синара», фонд Русской медной компании; «Продобро», «Ювелиры Урала», «Уралэлектротяжмаш», «Уральский турбинный завод» и другие.

Представьте себе, что через несколько лет любой ребенок, который хочет творить, сможет заниматься в каждом учреждении культуры города Екатеринбурга без ограничений. Это наша совместная цель!

Фото Майи ДАВЫДОВСКОЙ.

Автор: Ольга ИВАНОВА
Другие новости