16 марта 2016, 08:00
Он снимал Жукова…

Открывая популярные газеты Свердловска в ХХ веке, читатель неизменно видел фотографии, подписанные Игорем Пашкевичем. Тысячи фотоснимков, по которым свердловчане узнавали о промышленности и моде, политике и литературе.

О нем после войны всегда говорили гордо — участник Великой Отечественной! Но сам Игорь Львович этим званием тяготился и очень страдал. Ведь с 1941 по 1944 год ему, молодому призывнику, выпала страшная участь провести долгие годы в фашистском концентрационном лагере. И даже спасшись ценой чуда, он искренне боялся, что его не примет не только Родина, но и семья. Но, к счастью, ошибся дважды.

А родился будущий свердловский фотограф 3 ноября 1921 года и прожил долгие девять десятилетий. Но не сразу он, повидавший все тяготы войны, стал заметной фигурой в фотолетописи Урала. Ведь как фотокорреспондента его знают только с 1950 года, когда он стал печататься и в местных газетах «На смену!», «Уральский рабочий» и «Вечерний Свердловск», и в центральных изданиях: газете «Известия», журналах «Фото» и «Журналист».

С 1958 и до 1993 года его снимки украшали страницы «Вечернего Свердловска». А сделанные им фотографии Георгия Жукова и Фиделя Кастро, Эриха Хоннекера и Бориса Ельцина публиковали многие центральные издания. А вот с одним снимком произошел курьезный случай, чуть не стоивший фотографу карьеры. На одном из послевоенных парадов в Свердловске на площадь имени 1905 года выехал маршал Георгий Жуков на коне. Все шло по плану, но неожиданно на пути скакуна возник Игорь Пашкевич, выбиравший удачный ракурс для фотографирования. Увидев человека с фотоаппаратом, конь занервничал и споткнулся о трамвайные рельсы, чуть не сбросив Маршала Победы на землю. Этот момент фотограф Пашкевич успел заснять одновременно двумя фотоаппаратами.

Но к нему тут же подбежали представители «компетентных органов» и начали изымать компрометирующие кадры. Смекалка, полученная в плену, не подвела Игоря Львовича. Он, конечно же, отдал пленки… за исключением одной, спрятанной за пазуху. Эта-то фотография, как и другие уникальные кадры, долгие десятилетия хранилась у него дома, пока в марте 2016 года вдова фотографа не нашла их в семейном архиве, передав затем в дар Музею истории Екатеринбурга.

И еще один немаловажный факт. Все же впервые Игоря Пашкевича узнала вся страна не как фотографа, а как киноактера — в роли Каюра в художественном фильме «Алитет уходит в горы». Тогда, после войны, он мечтал о кино, поступив в Школу киноактера при Свердловской киностудии. Он грезил кино и… собаками. Даже со своей будущей женой он познакомился именно на «собачьей площадке». А закончил карьеру Игорь Пашкевич в должности фотокорреспондента многотиражной газеты «Приборостроитель» на Уральском приборостроительном заводе.

Фото Антона БУЦЕНКО и из архива музея.
Другие новости