10 апреля 2018, 18:31
Танк не купят, а магнит — обязательно: зачем Уралу стоит развивать промышленный туризм

Как сделать территорию привлекательной для туристов, если в регионе нет морского побережья и подходящего климата? Этим вопросом сегодня задаются главы многих субъектов РФ, и Свердловская область не исключение. Царские дни и предстоящее 100-летие со дня смерти императорской семьи привлечет в регион тысячи гостей, но чтобы шагать в ногу со временен, нужно искать новые «ресурсы» территории, способные заинтересовать российских и иностранных туристов.

Что же это может быть, обсуждали эксперты делового форума в Екатеринбурге, проходившего в рамках международной туристической выставки «Лето-2018».

— Год назад вместе с главой Ростуризма Олегом Сафроновым в Екатеринбурге был дан официальный старт развитию промышленного туризма в регионе, — говорит исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев. — Несмотря на то, что это новое направление, для развития Урала оно несет большой потенциал. Два года назад у нас уже был сделан маршрут на «Уралвагонзавод», в рамках которого можно было даже покататься на танках, но поскольку предприятие закрытое, возникли сложности с пропускной системой, и сейчас маршрут ограничивается посещением музея. Но вместе с этим в 2017 году удалось организовать посещение Белоярской атомной электростанции — вопросы доступа были решены, и в итоге получилась абсолютно великолепная экскурсия.

По словам начальника управления внутреннего туризма и государственных целевых программ Федерального агентства по туризму Владимира Гуника, опыт Екатеринбурга — отличный пример для всей страны. Дело в том, что на сегодняшний день в действующей программе по развитию туризма с 2011 по 2018 год промышленного туризма нет, его еще только планируют включить в новую концепцию до 2025 года. И то, что в столице Урала уже делаются первые самостоятельные шаги в этом направлении, лишь подтверждает актуальность темы.

— Согласно статистике 37% туристов предпочитают пляжный отдых, 19% — культурно-развлекательный, — говорит председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере туризма Юрий Барзыкин. — На долю промышленного туризма приходится лишь один процент. Значит ли это, что нет шансов на успех? Отнюдь. Промышленность — это тот уникальный потенциал Урала, который важно конвертировать и продвигать. Например, недавно я был на заводе «Фольксваген», где открыт прекрасный автомузей. Машину я там не купил, зато выбрал игрушку сыну и магнит. Конечно, после посещения «Уралвагонзавода» танк турист не купит, но модель или еще какой-нибудь сувенир — возможно, а это уже вклад в развитие региона.

Согласен с этим и вице-президент Уральской торгово-промышленной палаты Александр Макаров. По его мнению, промышленный туризм может стать важной частью ведения бизнеса, поскольку владельцам крупных компаний, особенно иностранных, важно знать и понимать особенности территории, на которой они хотят открывать производство.

— Кроме заводов у нас есть еще множество уникальных мест, способных заинтересовать гостей, например «Ирбитская ярмарка». Для того чтобы сделать ее еще более привлекательной для туристов, мы рассматриваем возможность воссоздания торговых рядов, которые были в городе во второй половине XVII века, — говорит Александр Макаров.

Еще одним успешным действующим туристическим направлением можно назвать промпредприятия Каменска-Уральского. Директор местной турфирмы Кирилл Веденеев рассказывает, что они работают в основном со школьниками и рассказывают не только историю города, но и помогают в выборе профессии.

В том, что у промышленного туризма как на Урале, так и в России есть будущее, не сомневается ни один из экспертов. Но одно дело потенциал, который можно найти в любом регионе, и совсем другое — деньги, необходимые для раскрытия этого потенциала.

— Сегодня можно выделить три группы промышленного туризма: легкая промышленность, народно-художественные промыслы, тяжелая промышленность, — говорит проректор Российского государственного университета туризма и сервиса Наталья Платонова. — Цели у этих групп разные. В легкой промышленности, где производится конечный продукт потребления, главная бизнес-цель — лояльность к марке. Этому сегменту помогать не надо, он и так разовьется, привлекая туристов на свое производство. В народно-художественном промысле конечная цель такая же — увеличение продаж. А вот в тяжелой промышленности прямого интереса к привлечению туристов нет, поскольку работа предприятия зависит не от обычного потребителя, а от государства. Заинтересованность таких предприятий может быть лишь в формировании профориентации школьников, то есть это социальная функция, и ее нужно поощрять, — считает Наталья Платонова.

Вопрос финансирования — важный, но не единственный из тех, на которые еще предстоит ответить авторам концепции развитии промышленного туризма. Как же в итоге будет выглядеть черновик обновленной туристической карты Свердловской области, эксперты планируют ответить уже осенью этого года на Expotravel-2018.

Текст: Ольга Плехова, инфографика: Евгений Суворов, фото life.ru

Другие новости