26 марта 2017, воскресенье, 12:15
Транспорт из фантастических романов может появиться уже в этом году
Прообразом транспорта будущего стала обычная пневматическая почта. Фото: pl-e.ru
Новые капсулы-машины будут в 2 раза быстрее самолета и в 4 раза быстрее поезда Елизавета СТРЕЛЕЦКАЯ, 1 августа 2016

Наверное, каждый хотя бы в кино видел, как стремительно летит внутри трубы пневматической почты послание.

Конечно, это не могло не вызвать у инженеров-конструкторов  мысль о создании новых транспортных средств, также быстро перемещающихся в пространстве. Самое поразительное, что эта технология уже существует. Ее называют транспортом будущего, сегодня она привлекает инженеров и инвесторов по всему миру. Более того, запуск тестовых линий высокоскоростного вакуумного транспорта обещают уже в следующем году, а первые в мире коммерческие трассы, возможно, появятся в нашей стране.

 

Первые опыты

Концепция вакуумного транспорта была предложена еще в начале XIX века. Первые опыты с перемещением тел в вакуумной трубе за счет электромагнитного поля поставил в 1911—1913 годах российский физик Борис Вейнберг в Томском технологическом институте. К сожалению, в те годы эта революционная идея не пошла дальше обсуждений на страницах научно-популярных изданий и вскоре была надолго отложена на полку.

В 2013 году известный предприниматель Илон Маск сдул пыль с этой перспективной идеи, выпустив новое техническое и экономическое обоснование. В соответствии с видением бизнесмена концепция предполагает движение герметичной грузовой или пассажирской капсулы внутри вакуумной трубы со скоростью до 1200—1300 км в час. Новое транспортное средство должно быть в два  раза быстрее самолета и в три-четыре раза быстрее скоростного поезда. При этом стоимость постройки и расходы на эксплуатацию таких вакуумных трасс должны быть многократно дешевле, чем для скоростных железных дорог.

В качестве пилотного проекта Маск предложил построить высокоскоростную трассу из Лос-Анджелеса до Сан-Франциско. По его замыслу, путешествие в 560 км заняло бы всего 30 минут и обошлось бы пассажирам не дороже 20 долларов.

 

Как это будет

Уже понятно, что сам процесс строительства новых линий будет выглядеть не как прокладка традиционных железных дорог, а как монтаж магистральных трубопроводов на надземных опорах. Технологии быстрой подготовки труб и автоматизированные системы сварки могут быть заимствованы в нефтегазовой отрасли, где постоянно работают над оптимизацией стоимости и трудозатрат прокладки трубопроводов больших диаметров.

Одним из ключевых технических вопросов для функционирования, как отмечают инженеры,  является поддержание в трубопроводе форвакуума, то есть давления не более 10—100 Па, как на высоте 50—80 км. Это требует постоянной работы мощных вакуумных насосов, для питания которых параллельно трубопроводам придется прокладывать высоковольтные силовые линии.

Скоро поедем?

За практическую реализацию идеи уже взялись две компании. В течение трех лет обсуждались технические аспекты и экономическая целесообразность вакуумного транспорта. Но с 2016 года события начали развиваться стремительно. Оказалось, что инженеры уже готовы предложить технические решения, а инвесторы — предоставить миллиарды долларов для их коммерческого воплощения.

В мае 2016 года в пустыне Невада уже были проведены первые испытания электрической силовой установки. Там же уже идет строительство 3-километрового тестового вакуумного пути, где с 2017 года будут отрабатываться все аспекты технологии. Анонсируются  планы построить 367-километровую линию между Лос-Анджелесом и Лас-Вегасом.

Кроме того, была предложена идея скоростной трассы между Хельсинки и Стокгольмом. Подсчитано, что трасса, соединяющая столицы Финляндии и Швеции, обойдется в 21 млрд. долларов, а для пассажиров все путешествие займет 28 минут. Сейчас на это уходит целая ночь на пароме.

Анонсировано строительство и 8-километровой демонстрационной трассы в Калифорнии. Согласно соглашению с правительством Словакии, разрабатывается проект вакуумной линии из Вены, столицы Австрии, в Братиславу и далее в Будапешт, столицу Венгрии. Общая стоимость проекта оценивается в 200—300 млн долларов.

 

Россия отставать не  собирается

От модной концепции вакуумного транспорта, позволяющей совершить невероятный технологический прорыв, не осталась в стороне и Россия. В мае 2016 года РЖД создала совместную рабочую группу с компанией, занимающейся внедрением нового транспорта, для обсуждения возможностей создания таких магистралей на российской земле.

На очередном Санкт-Петербургском международном экономическом форуме, который прошел 16—18 июня 2016 года, присутствовали представители двух конкурирующих компаний, продвигающих концепцию  нового транспорта, и для обеих участие в форуме было очень плодотворным.

Уже состоялось обсуждение  с Алексеем Миллером, главой «Газпрома», идеи использования российской газотранспортной инфраструктуры для развития вакуумных трасс, которые можно строить параллельно существующим газовым трубопроводам.

На форуме был заключен договор с одной из российских компаний о создании скоростной трассы в Москве и соединении ее с местной транспортной инфраструктурой.

Наконец, на том же мероприятии Максим Соколов, глава Минтранса РФ, заявил, что у ведомства имеются планы по строительству 70-километрового испытательного участка скоростной транспортной системы на Дальнем Востоке в рамках транспортного коридора «Приморье-2».

Так что не такая уж фантастика, если уже в ближайшее время мы увидим первую капсулу с пассажирами, отправляющимися в путешествие по новым трассам. 

Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.


Архив издания
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF



Ищите нас Вконтакте


Ищите нас на Facebook



Прогноз погоды