Чешская «Русалка» впервые на уральской сцене
По словам режиссера Томаша Пилара, его постановка — сказка для всей семьи. Фото: Елена ЛЕХОВА.
Юлия МАТАФОНОВА, 29 мая 2017

В Екатеринбургском академическом театре оперы и балета состоялась премьера оперы Антонина Дворжака «Русалка». Публика встретила постановку очень тепло.

Мы часто говорим о близости славянских народов, но все же не очень усердно пропагандируем достижения культуры друг друга. В том числе достижения музыкальной культуры чехов.

Хроника жизни екатеринбургского театра — не исключение. Жемчужина чешской оперной музыки «Русалка» Антонина Дворжака (1841—1904) ни разу не была поставлена на этой сцене. Не больше повезло и старшему современнику Дворжака, основоположнику чешской оперы Бедржиху Сметане. Его шедевр «Проданная невеста» появлялся на свердловской (екатеринбургской) сцене только однажды, в 1951 году.

Название «Русалка», правда, украшало афишу этого театра в самый первый его сезон, в 1912 году. Но это была опера Александра Даргомыжского, постановка которой потом возобновлялась не раз. В общем, у публики были все основания поспешить познакомиться с нынешней, чешской «Русалкой», интересной не только «вечным» сюжетом, но самобытной его трактовкой.

На эту самобытность перед премьерой обратил внимание постановщик спектакля, главный режиссер Пльзеньского оперного театра Томаш Пилар. Есть, по его словам, отличие в восприятии природы чехами и русскими: «Природа в России — что-то большое, необузданное, дикое. А у чехов между природой и людьми существует крепкая взаимосвязь».

Эта характеристика стала основополагающей в спектакле о любви человека и русалки, наполнив его красотой проявлений природы и утверждением ее вечных и справедливых законов. Отсюда важная роль, которую в постановочной группе заняла работа сценографа Павла Кодеды, художника по костюмам Иваны Миклошковой и художника по свету Даниэля Тесара. Пейзажи водного царства, эффекты цветописи с первых же сцен покоряют зрителей, увлекая в волшебный мир поэтичной народной легенды. Внес свою щедрую лепту в успех постановщиков-чехов и россиянин — хореограф Вячеслав Самодуров.

Красивейшая, очень мелодичная музыка оперы органично слилась с внешним образом только что родившегося спектакля, и в этом заслуга дирижера-постановщика «Русалки», главного дирижера Екатеринбургского театра Оливера фон Дохнаньи. Оркестр под его управлением преподнес публике запоминающийся музыкальный подарок. А в памяти невольно всплыли слова маэстро о том, что именно Красота способна спасти современный, полный конфликтов мир.

На новом спектакле нельзя не порассуждать о нынешней оперной моде. Томаш Пилар, совсем еще молодой режиссер (ему нет тридцати), рассказывал, что екатеринбургский опыт — его третья встреча с «Русалкой» Дворжака. В Праге он поставил ее как музыкальную сказку для детей, затем, для «продвинутых» зрителей Пльзеньской оперы, — как музыкальный триллер, а сейчас, на Урале, — как «красивую сказку для всей семьи». И хорошо, что не стал прибегать к поднадоевшему «осовремениванию», бережно сохранив безыскусную поэтичность старинной легенды.

Замысел удался с заинтересованной помощью наших артистов. При всем сказочном антураже в новом спектакле развернулись реальные страсти людей. Впечатлению мешает лишь некоторая статичность отдельных сцен. Но ведь премьере еще предстоит «разогрев».

Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.


Архив издания




Прогноз погоды