16 марта 2017, 13:10
Раскрыта тайна «Женского портрета» Владимира Боровиковского

Из учебной лаборатории экспертизы объектов культуры и искусства Екатеринбурга пришли новости о результатах технико-технологической экспертизы произведений Нижнетагильского музея ИЗО.

Напомним: изучением живописных произведений из музейной коллекции занялись эксперты и студенты факультета искусствоведения и культурологии УрФУ. Сотрудники музея вместе с Тамарой Галеевой, основателем учебной лаборатории экспертизы объектов культуры и искусства, отобрали 15 произведений, время создания и авторство которых можно подтвердить только экспертизой («Эксперты проверят подлинность картины Рафаэля», «УР» от 13.02.2017).

В ходе экспертизы нашла подтверждение легенда, связанная с «Женским портретом» кисти русского живописца Владимира Боровиковского.

С 1970-х годов в Нижнетагильском музее изобразительных искусств (НТМИИ) ходили разговоры, что платье дамы на полотне было иным, более открытым. 5 мая 1975 года в газете «Тагильский рабочий» даже вышла заметка, в которой тогдашний директор музея Лора Дистергефт делилась своими догадками. Однако документальных подтверждений этой версии не было.

Теперь они появились. Рентгеновский снимок показал, что героиня Боровиковского изначально была написана в декольтированном платье. Скорее всего, другой была и прическа, то есть автор серьезно переделал изображение по требованию заказчицы.

— Этот портрет не входил в список исследовательских работ, но поскольку легенда всех занимала, мы решили отправить картину на экспертизу. И легенда подтвердилась, а вместе с ней и авторство Боровиковского. Почему платье было переписано, мы можем только предполагать. Возможно, дело в семейных нормах нравственности или новой моде, начале эпохи сентиментализма, — рассуждает Елена Ильина, заместитель директора по научной работе НТМИИ.

Тагильчане надеются, что начатое большое исследование прольет свет и на тайны других полотен. Так, студенты факультета искусствоведения и культурологии УрФУ и их руководители-эксперты обнаружили, что картина «Нахождение Моисея» неизвестного автора задумывалась совершенно иначе. С помощью рентгеновских лучей на картине обнаружено более 10 правок. У дочери фараона было три разных лица, а служанка была повернута в другом направлении. Быть может, исследователи установят и подлинность картины. Существует мнение, что работа принадлежит кисти немецкого художника Франца Хайса.

Большое технико-технологическое исследование предстоит работам итальянских, немецких, голландских и русских художников XVI — начала XX веков из музейной коллекции. Среди них главное сокровище тагильского музея искусств — полотно «Святое семейство», которое предположительно написано самим Рафаэлем Санти.

Кстати, исследованием уже заинтересовались специалисты Эрмитажа. В 2020 году мир будет отмечать 500-летие со дня смерти Рафаэля, и новая сенсация, связанная с его именем, может стать ярким событием в канун этой даты. 

Фото предоставлено Нижнетагильским музеем изобразительных искусств.

Другие новости