Раскрыта тайна «Женского портрета» Владимира Боровиковского
Рентген показал, что изначально дама была одета в сильно декольтированное платье. Фото: Предоставлено Нижнетагильским музеем изобразительных искусств.
Эксперты уверены, что в тагильском музее их ждет еще немало открытий Екатерина Баранова, 16 марта 2017

Из учебной лаборатории экспертизы объектов культуры и искусства Екатеринбурга пришли новости о результатах технико-технологической экспертизы произведений Нижнетагильского музея ИЗО.

Напомним: изучением живописных произведений из музейной коллекции занялись эксперты и студенты факультета искусствоведения и культурологии УрФУ. Сотрудники музея вместе с Тамарой Галеевой, основателем учебной лаборатории экспертизы объектов культуры и искусства, отобрали 15 произведений, время создания и авторство которых можно подтвердить только экспертизой («Эксперты проверят подлинность картины Рафаэля», «УР» от 13.02.2017).

В ходе экспертизы нашла подтверждение легенда, связанная с «Женским портретом» кисти русского живописца Владимира Боровиковского.

С 1970-х годов в Нижнетагильском музее изобразительных искусств (НТМИИ) ходили разговоры, что платье дамы на полотне было иным, более открытым. 5 мая 1975 года в газете «Тагильский рабочий» даже вышла заметка, в которой тогдашний директор музея Лора Дистергефт делилась своими догадками. Однако документальных подтверждений этой версии не было.

Теперь они появились. Рентгеновский снимок показал, что героиня Боровиковского изначально была написана в декольтированном платье. Скорее всего, другой была и прическа, то есть автор серьезно переделал изображение по требованию заказчицы.

— Этот портрет не входил в список исследовательских работ, но поскольку легенда всех занимала, мы решили отправить картину на экспертизу. И легенда подтвердилась, а вместе с ней и авторство Боровиковского. Почему платье было переписано, мы можем только предполагать. Возможно, дело в семейных нормах нравственности или новой моде, начале эпохи сентиментализма, — рассуждает Елена Ильина, заместитель директора по научной работе НТМИИ.

Тагильчане надеются, что начатое большое исследование прольет свет и на тайны других полотен. Так, студенты факультета искусствоведения и культурологии УрФУ и их руководители-эксперты обнаружили, что картина «Нахождение Моисея» неизвестного автора задумывалась совершенно иначе. С помощью рентгеновских лучей на картине обнаружено более 10 правок. У дочери фараона было три разных лица, а служанка была повернута в другом направлении. Быть может, исследователи установят и подлинность картины. Существует мнение, что работа принадлежит кисти немецкого художника Франца Хайса.

Большое технико-технологическое исследование предстоит работам итальянских, немецких, голландских и русских художников XVI — начала XX веков из музейной коллекции. Среди них главное сокровище тагильского музея искусств — полотно «Святое семейство», которое предположительно написано самим Рафаэлем Санти.

Кстати, исследованием уже заинтересовались специалисты Эрмитажа. В 2020 году мир будет отмечать 500-летие со дня смерти Рафаэля, и новая сенсация, связанная с его именем, может стать ярким событием в канун этой даты. 

Фото предоставлено Нижнетагильским музеем изобразительных искусств.

Современная техника позволяет экспертам установить, настоящий перед ними шедевр или подделка.
Эксперты проверят подлинность картины Рафаэля Содержит Фото Екатерина Баранова, 13 февраля 2017
Результаты исследования главного шедевра тагильского музея станут известны летомНИЖНИЙ ТАГИЛ. Всю неделю эксперты и студенты факультета искусствоведения и культурологии УрФУ будут изучать произведения из коллекции Нижнетагильского музея изобразительных искусств.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.


Архив издания




Прогноз погоды