На мюзикле «Декабристы» зал всегда переполнен
Премьеру готовили точно к дате выхода декабристов на Сенатскую площадь. Фото: Игорь ЖЕЛНОВ.
Юлия МАТАФОНОВА, 14 марта 2017

Мюзикл «Декабристы» в исполнении Свердловского академического театра музыкальной комедии будет, бесспорно, одной из самых ярких страниц предстоящего в мае фестиваля «Браво!».

Сам факт, что премьеру готовили точно к дате выхода декабристов на Сенатскую площадь Санкт-Петербурга, свидетельствовал об уважении к поступку группы дворян, восставших против «утеснителей народа». Из уст Кондратия Рылеева со сцены звучат и известные строки из его поэмы «Наливайко» о неизбежной гибели первых смельчаков и невозможности обойтись без жертв в священной борьбе.

Но история излагается театром во главе с режиссером спектакля Кириллом Стрежневым совсем непростая. В аннотации постановочный коллектив, драматурги Карина Шебелян и Алина Байбанова и композитор Евгений Загот заявляют о том, что хотят предложить публике собственный миф о декабристах, хотя и основанный на подлинных исторических фактах. Суть концепции — в призыве поразмышлять (это в театре-то «легкого жанра»!). Ведь если декабристы первыми выступили против самодержавно-помещичьего строя в интересах народа, то первыми допустили и вседозволенность в выборе средств, вплоть до прямого цареубийства. Террор станет трагедией русского общества на два долгих ближайших века.

Мы видим в спектакле, каким нелепым, непозволительным преступлением оказалась и «первая кровь» — убийство Петром Каховским героя Отечественной войны 1812 года, военного генерал-губернатора Санкт-Петербурга Михаила Милорадовича.

Да и в дальнейшем главным принципом всего представления станет не привычная однолинейность оценок, а раскрытие образов персонажей, у каждого из которых — своя правда.

Возможность объяснить мотивы своих поступков предоставлена даже автору жестокой расправы с восставшими — императору Николаю Первому (актеры Николай Капленко и Александр Копылов используют этот шанс). А одной из самых запоминающихся и вызывающих понимание фигур спектакля становится женщина драматичной судьбы, вдовствующая императрица Мария Федоровна в воплощении Светланы Кочановой (из двух исполнительниц я видела именно эту актрису).

Своя правда и у каждого из восставших, включая лидера Северного декабристского общества, блестящего князя Сергея Трубецкого. Роль явилась удачей Игоря Ладейщикова и Андрея Опольского. В первую очередь на примере этой жизни раскрывается главный вопрос «Декабристов»: что двигало поступками заговорщиков — богатых, знатных, баловней судьбы? Здесь вся история перекликается с современностью. Разве и наше время не требует самоотверженного служения стране, народу? Дождемся ли новых героев?

Состоявшаяся мировая премьера подарила театральному коллективу очередные возможности роста и обновления, позволила ярко, а порой неожиданно раскрыться многим актерам. К примеру, в каком еще театре довелось бы сыграть такую сложную роль, как Каховский, юному Андрею Пляскину, на первый взгляд обреченному быть вечным опереточным простаком.

В практике таких коллективов, как Свердловская музкомедия, мюзикл на русской почве все ощутимее идет своим путем, укрепляясь и развиваясь благодаря связям с русским психологическим театром, тяготеющим к нравственной проблематике. Именно такой театр интересен творческому тандему главного режиссера нашего коллектива Кирилла Стрежнева и его главного дирижера Бориса Нодельмана.

В новом спектакле этот союз дополнился другими талантливыми участниками, и в первую очередь двумя замечательными художниками — Татьяной Тулубьевой и Игорем Нежным. Поразительно красив созданный ими образ державного Петербурга в начале спектакля, и как впечатляюще контрастирует с ним жесткий символический лаконизм трагического финала!

На «Декабристах» зал всегда переполнен не только потому, что это премьера.

Фото Игоря ЖЕЛНОВА.

Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.


Архив издания
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF



Ищите нас Вконтакте


Ищите нас на Facebook



Прогноз погоды