26 марта 2017, воскресенье, 12:13
Лекарство от одиночества…
«Дыроватый камень» — одна из последних премьер уходящего года на сцене Коляда-театра Мария ДЕМИНА, 19 декабря 2016

Тема спектакля воистину задана жизнью, ведь одиночество стало чуть ли не самой страшной социальной болезнью нашего времени.

Это подтверждают ученые, психологи, литераторы и… самые обыкновенные люди, коим и приходится страдать ею.

Николай Коляда, как немногие в современном театральном мире, чувствует изменения среды вокруг. Изменения в настроениях и переживаниях тех, кого принято называть массой. Однако эта масса и составляет подавляющее большинство народонаселения. И как пронзительно узнаваемы порой несуразные персонажи режиссера и драматурга, которых как будто ты только что видел на улице или разминулся с ними в трамвае.

Главная героиня «Дыроватого камня» Галина (актриса Тамара Зимина) — преподавательница на пенсии — появляется на сцене в ярком, блестящем, не по антуражу вокруг, платье. Перед зрителями узнаваемая обстановка загородной дачи начала осени — тут и там ведра и корзины с урожаем, в углу варится варенье, стол завален кабачками, яблоками, огурцами…

К Галине приехали две подруги, тоже училки в прошлой жизни, экстренно вызванные за город спасать свою товарку в критической ситуации: у нее появился поклонник. Одна из подруг — медлительная, живущая в каком-то своем непонятном мире Вера (Любовь Ворожцова), другая — экспрессивная, бескомпромиссная, острая на язык, порой даже злая Лариса (ее играет

Вера Цвиткис). Причем, все трое… Сергеевны.

Наверняка Коляда придумал такую деталь не случайно, желая подчеркнуть общее в недавних пенсионерках. Разные они только на первый взгляд, а на самом деле очень похожи и судьбой, и взглядами на жизнь, и своей социальной ролью в большом равнодушном мире.

Конечно, появляется и мужчина. Как без этого?! Игорь Петрович (Сергей Колесов) — солнечный, импозантный, игривый и… успешный. Только вот неожиданно оказалось, что успешность эта — «деланная», а на самом-то деле он одинок ничуть не меньше подруг.

Есть в спектакле и почти отрицательный персонаж. Невестка Галины Наталья (Ирина Плесняева) приезжает на дачу, чтобы поставить все на свои места. Вот только судьба этой женщины тоже не сахар. Сын Галины давно бросил жену с дочкой, оставив ей еще и мать на попечение. Работа Наталье не по сердцу, но она за нее держится, чтобы свести концы с концами. И какая работа! Ведь торгуя на рынке, можно потерять не только себя, но и нормальный человеческий облик. Но и здесь, если судить по пьесе, Коляда-драматург не хочет быть непреклонно-категоричным. Наталью хочется пожалеть, и актриса могла бы потоньше выявить сложность этой судьбы и характера.

Как мы живем, не обозлили ли нас обстоятельства?

Есть в пьесе символ — Дыроватый камень. Причем не придуманный, а совершенно реальный природный объект. Он существует в парке «Оленьи ручьи» в Нижнесергинском районе Свердловской области, притягивая к себе туристов и отдыхающих. В народе его называют «голова лошади», так как скала очень похожа на лошадь, пьющую воду.

В пьесе Игорь Петрович ходит к этому камню и загадывает одно и то же желание — вернуться в театр, из оркестра которого его сократили за ненадобностью. А самое главное — снова воссоединиться с любимой женой, артисткой того же оркестра, но не уволенной из него.

Как же они одиноки и неприкаянны, герои Коляды. И театр обращает в зал тревожный вопрос: разве всем нам есть дело до тех, кто рядом, разве не разучились мы сострадать и сопереживать?.. Почти разучились! Кто лучше искусства напомнит об этом? Ведь театр не читает сухую мораль, а воздействует на эмоции, стучится в самое сердце зрителей.

Помогает распахнуть сердца музыка. Она — как отдельный лирический персонаж. В новом спектакле звучит композиция «Лучшая песня о любви» триумфально популярной в 1990-е годы группы «Високосный год»:

«…Какая в сyщности смешная вышла быль,
Хотя что может быть кpасивее,
Чем сидеть на облачке и, свесив ножки вниз,
Дpyг дpyга называть по имени…».

Песня не столько про любовь, сколько про одиночество.

И под конец еще одна ремарка. Николай Коляда не впервые обращается к теме пожилых людей. Это и пьеса «Баба Шанель», покорившая многие театры в России и за рубежом, чуть раньше были «Старая зайчиха» и другие подобные сочинения. И раз лекарство от одиночества для него — театр, он приглашает играть в этих пьесах звезд сцены, юных душою пенсионеров, которым есть что сказать и не сидится без дела. Таковы уже упомянутая мною Любовь Ворожцова, любимая актриса моего детства, блиставшая всеми гранями таланта травести Екатеринбургского театра юного зрителя. Или Тамара Зимина — в свое время писаная красавица Свердловского театра драмы, ее же коллега по этому коллективу Вера Ирышкова, раскрывшая у Коляды новые свойства своего дарования.

И, конечно же, еще выручает смех. Ведь не случайно комедии чаще всего пишет драматург Коляда. Чтобы можно было и посмеяться от души (в том числе над собой), а потом, возможно… поплакать. И заставить мысли работать, а чувства — чувствовать… 

Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.


Архив издания
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF



Ищите нас Вконтакте


Ищите нас на Facebook



Прогноз погоды