Гастроли в Москве Коляда-театр откроет «Фальшивым купоном»
Идет спектакль «Фальшивый купон». Фото: Предоставлено театром.
Режиссер эту повесть Толстого воспринимал в детстве как детектив Юлия МАТАФОНОВА, 13 декабря 2016

В столице екатеринбургский коллектив с нетерпением ждут, билеты раскуплены.

Выступления начнутся 13 января и продлятся до 31-го в театральном центре «На Страстном» Союза театральных деятелей России. Откроет гастроли премьера спектакля «Фальшивый купон» по одноименной повести Льва Толстого.

Выбор произведения для постановки имеет свою историю, которую руководитель театра и режиссер Николай Коляда

рассказал перед началом спектакля. Вспомнил далекое детство в деревне Пресногорьковке в Казахстане и то, что детективами тогда еще не увлекались так, как сейчас. Но свой «детектив» у него был. В руки ему попалась повесть Толстого, и он читал и перечитывал ее великое множество раз.

Страсти в «Фальшивом купоне», и в самом деле, нешуточные. Гимназист Митя, решившийся по совету предприимчивого приятеля пойти на подделку денежного купона, чтобы отдать долг товарищу, вызывает своим поступком целую серию преступлений. Порадовались юные негодяи, что сбыли купон в фотографический магазин. Распознав, что к чему, хозяин лавки спешит избавиться от фальшивки, расплатившись купоном за купленные у крестьянина Ивана Миронова дрова.

Осудили Ивана неправым судом благодаря лжесвидетельству подкупленного хозяином дворника Василия. Вышел мужик из суда обозленным на несправедливую жизнь, пропил последние деньги и вскоре стал конокрадом. Кончилось тем, что поймали негодника мужики и убили.

Смертельный удар Ивану нанес Степан. После солдатской службы он никак не мог справить свое хозяйство. Увели у него лошадь. Он год проработал в шахтах, чтобы все-таки встать на ноги. И снова беда — увели сразу двух лошадей.

Чем дальше, тем страшней. Стал Степан душегубом. Девять убийств совершил. Тюрьма не исправила, а только опустошила его. Судьбы таких, как он, представлены Толстым на фоне неправого общества, бесчестных хозяев жизни, от председателя казенной палаты до самого царя и его окружения, равнодушных к судьбам народа.

Не знал мальчишка из Пресногорьковки о подлинном смысле толстовской повести, автор которой решал сложнейшую нравственную задачу — какими средствами можно остановить зло. Написана повесть была в то время, когда великий писатель вынашивал мысль о необходимости непротивления злу насилием. «Только одно непротивление, — писал он в своем дневнике в 1898 году, — прекращает зло, поглощая его в себе, нейтрализует его, не позволяет ему идти дальше». В воплощении этого принципа через идею «деятельного христианства» увидел Толстой путь очищения душ, увлекший его в период работы над знаменитым романом «Воскресение».

Возмужав, мальчишка из Пресногорьковки оценил толстовскую повесть сполна, ее актуальность притягивала его. Так появился первоначальный вариант пьесы, написанной Колядой совместно с его ученицей Екатериной Бронниковой. Ну а дописывалась пьеса Колядой уже с учетом режиссерского замысла, особенностью которого было желание создать спектакль оригинальной синтетической формы.

Коляда никогда не был драматургом-бытописателем. Его театр поэтический, а порой и условный, включающий разнообразный набор выразительных средств. В «Фальшивом купоне» эта тенденция стала основой всего представления.

Ученые литературоведы критиковали повесть Толстого за прямолинейность разрешения конфликта, недостаточную психологическую мотивированность духовного преображения многогрешных людей, вплоть до самых страшных злодеев.

Для Коляды эти претензии не имеют большого значения. Материала хватает, чтобы проследить судьбу «душегуба» Степана (артист Константин Итунин), акцентировать духовный толчок, разбудивший его уснувшую душу. Отправной точкой стало убийство кроткой, праведной женщины Марии Семеновны, не испугавшейся ожидавшей ее страшной участи. Она только прошептала убийце: «Разве можно? Пожалей себя. Чужие души, а пуще свою губишь». Актриса Вера Ирышкова тонко и чутко провела эту важную роль.

К добру каждый из персонажей спектакля приходит по-своему. Нарастает и синтетичность режиссерского языка, ищущего впечатляющий сквозной образ, эмоционально выраженную обобщающую идею. Так крепнет в спектакле роль хора, своими рефренами объединившего действие верой в духовные силы народа, в способность его к очищению, в будущее России.

Голос хора — это и голос самого автора театральной поэмы, выразившего себя через музыкальный фольклор, живущий в народе веками. Нынче он очень ко времени возвращается к нам сокровенным и мудрым посланием.

Фото предоставлено театром.

Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.


Архив издания
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF



Ищите нас Вконтакте


Ищите нас на Facebook



Прогноз погоды