Авторские рубрики 
Автотест
Опасный маневр
Фото: www.autoshas.ru
Разрешат ли правый поворот на красный свет? 15 октября 2011

Игнорирование сигналов светофора всегда жестоко наказывалось — вплоть до лишения водительских прав. Однако озвученная недавно инициатива разрешить автомобилистам не выполнять приказы электронного регулировщика при правом повороте на красный свет вызвала позитивные отклики у россиян.

Впрочем, несмотря на ряд преимуществ и успешный опыт применения в зарубежье, ГИБДД выступает против нововведения.

Глас народа

Общественная организация «Московский центр борьбы с пробками» подвела итоги голосования граждан по вопросу разрешать или нет поворачивать направо на красный свет — «плебисцит» проводился сразу на нескольких ресурсах в сети Интернет. По информации руководителя центра Александра Шумского, россияне проявили достаточную активность — всего в опросе приняли участие более 8 тысяч человек. И 87% из них проголосовали «за».

Идея заключается в том, чтобы на светофорах устанавливать вместо дополнительных секций знак, разрешающий правый поворот на запрещающий сигнал. Причем, по мнению общественников, преференции для водителей можно дать не на всех перекрестках, а там, где при таком маневре не возникнет конфликта с пешеходами, переходящими дорогу. Судя по результатам голосования, большинство россиян такое нововведение устраивает, тем более, что оно позволяет бороться с бичом всех крупных городов — пробками — от которых жители мегаполисов (подавляющее большинство голосовавших) уже изрядно устали.

Выгодная инициатива

По словам Александра Шумского, привлеченные организацией эксперты утверждают: «красный поворот» позволит разгрузить перекрестки и сократить заторы на 10-20%. Одна из компаний, которая оказывает телематические услуги, на примере двух столичных перекрестков представила расчеты, доказывающие увеличение трафика. Так, в результате такого нововведения на пересечении улиц Введенского и Обручева удастся увеличить скорость потока на 24%, а на перекрестке Огородного проезда и улицы Фонвизина — на 12%. Аналогичный результат показывает практический опыт применения таких светофоров за рубежом — они установлены в США, Китае, Германии, Индии, Украине и Латвии. Кстати, сегодня мало кто об этом помнит, но правило, разрешающее поворот на красный, действовало и в Советском Союзе до 60-х годов прошлого века.

Ничего «сверхопасного», считают общественники, в таком маневре нет. По словам Шумского, при правом повороте водитель все равно уступает дорогу всем. Тот же разрешенный левый куда опаснее, потому что автомобили во время выезда на середину перекрестка закрывают водителям обзор.

Есть и экономическое преимущество от внесения изменения в правила дорожного движения: дополнительные светофорные секции стоят минимум 6 тысяч рублей, а стрелка в виде знака — всего 250 целковых. К тому же «семафор» устанавливается достаточно долго, потому что для этого предварительно требуется изменить и согласовать во многих инстанциях схему движения автотранспорта. А тут «приколол» табличку — и все дела.

Генералитет — против

Однако предложение вызвало скептическое отношение у руководства ГИБДД России. По словам главы Госавтоинспекции Виктора Нилова, в стране 20% всех аварий происходит на перекрестках, в результате чего только за восемь месяцев этого года на них погибло 567 человек. А потому, по мнению дорожных полицейских, не надо проводить сомнительных экспериментов на потенциально опасных участках дорог. Есть масса других способов решить задачу увеличения пропускаемой способности.

Так, например, можно строить поворотные секций с разгонными карманами, отнесенные правые повороты — отводы, которые прокладываются чуть раньше перекрестка. Эти гораздо безопаснее, считают в ГИБДД, и позволяет избежать конфликта с пешеходами. Полицейским непонятно, чем так не устраивает автомобилистов традиционная правоповоротная секция светофора. Кстати, для установки таблички со стрелочкой тоже требуется согласование.

Сегодня, по словам Нилова, и без того внедряется много изменений для увеличения пропускной способности. Однако есть Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», в котором четко прописано, что это недопустимо делать за счет жизней людей.

В Госавтоинспекции соглашаются — да, знак позволит сэкономить средства, но при этом возможные риски от нововведения никто не просчитывал: ни полиция, ни специализированные научно-исследовательские дорожные институты, ни сами инициаторы предложения. Поэтому сейчас общественники предлагают провести эксперимент с установкой таких светофоров на нескольких перекрестках, перед которыми предполагается установить информационные щиты с оповещением всех участников дорожного движения — пешеходов и водителей.

Ретроградство или осторожность?

Жизнь стремительно меняется, а потому, казавшиеся ранее незыблемыми, правила нуждаются в корректировке. И тут трудно не согласиться с активистами автомобильных движений: руководство служб, отвечающих за безопасность движения, очень косно и не любит перемен.

За примерами далеко ходить не надо. Вся Европа совершенно легально гоняет при 120 км/час (есть трассы, где на левой полосе нет вообще никаких скоростных ограничений!!!), а в России потолок так и остался, как 50 лет назад — 90. Водители цивилизованных стран имеют право на содержание в крови небольшого количества алкоголя — от 0,2 до 05, промилле в зависимости от местного законодательства — наше правительство приняло решение полностью исключить возможность наличия спиртного в организме. То же самое и в отношении светофоров: почему-то немцы спокойно поворачивают на своих перекрестках на красный сигнал — и ничего страшного не происходит, аварийность у бюргеров на порядок ниже отечественной. Кстати, не совсем понятно, как могут помешать пешеходы при подобном маневре? Угрозу их жизни можно представить только в случае, если водитель специально захочет сбить людей. Но в таком случае никакие правила не помогут.

С другой стороны, по-человечески можно понять и генералов: Россия держит первенство среди развитых государств по количеству смертей на дорогах, им бы с этой проблемой справиться. А тут появляются какие-то «умники», предлагающие водителям разрешить игнорировать светофор — как бы чего худого из этой затеи не вышло.

И последний, но, на мой взгляд, самый важный момент. Даже если ГИБДД и согласится на нововведение, возникнет проблема наличия в стране Правил дорожного движения! Потому что в ПДД четко прописано, что проезд на красный свет — это грубое нарушение — а про значки и таблички там ни слова. То есть для проведения эксперимента придется вносить изменения в главный нормативный акт, регламентирующий поведения всех участников движения. А вот этот вопрос никто не поднимал!

Хотя, зная, как у нас быстро может меняться законодательство (тем более, накануне выборов), чем черт не шутит — может вскоре и разрешат правый поворот на красный.

Олег ШАРГУНОВ.

Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Рубрики
Новости


Архив издания




Прогноз погоды