Авторские рубрики 
Переключая каналы
Гениальное и страшное кино
Кадр из фильма «Обыкновенный фашизм». Фото: allofcinema.com
На предстоящей неделе ТВ покажет провидческий и всегда актуальный фильм «Обыкновенный фашизм» Дмитрий СУВОРОВ, 14 декабря 2016

Культура есть свобода — об этом говорил академик Дмитрий Лихачев. Именно это является главным содержанием самых интересных проектов предстоящей теленедели.

Великая и ужасная цивилизация

Прежде всего хочется отметить «древнеримский» содержательный блок. В него входят два документальных фильма от «Культуры»: «Пестум и Велла. О неизменном и преходящем» (понедельник, 17.10), рассказывающий о монументальных архитектурных комплексах Южной Италии, и двухсерийная лента «Блеск и слава Древнего Рима» (вторник-среда, 15.10). А также два художественных фильма на канале «ЧЕ», демонстрируемых в пятницу: «Последний легион» (22.50) и «Центурион» (00.45). Историческая документальность, художественный вымысел «пеплумов» и пережившая века эстетика древней архитектуры — все это дополняет друг друга и в совокупности создает впечатляющий образ великой цивилизации. Великой и ужасной, в которой было все — триумфы и катастрофы, взлеты духа и чудовищные злодеяния, пышные расцветы и отталкивающие периоды упадка, жестокость и гуманизм, верность героической традиции и инновационные прорывы мысли. Древний Рим — настолько парадоксальная «субстанция», что ни одно исследование не в состоянии поставить здесь все точки над «i». Достаточно сказать, что это единственная империя в истории человечества, которая просуществовала почти тысячелетие, — обычно имперские структуры не живут более трех-четырех веков… Что было секретом долголетия и активной жизни для Рима? Мощь армии, великолепная отлаженность политической системы, гениально продуманная юриспруденция, ставшая основой для всех юридических кодексов мира, обаяние художественной культуры, уникальное умение «тиражировать» собственную цивилизацию в материальных объектах — городах, дорогах, инфраструктуре, социальных институтах. Наконец, непревзойденная технология синтеза разных этнических элементов в единое целое. Ведь слово «Roma», как любили замечать сами римляне, в инверсии читается как «amor» — любовь… Но, так или иначе, именно Рим стал тем материнским лоном, из которого выросла вся современная западная цивилизация.

Что ни имя — то целый мир!

Второй блок, можно сказать, искусствоведческий, полностью посвященный жизни и творчеству величайших живописцев мира (естественно, здесь все передачи — на «Культуре»). «Боттичелли» (понедельник, 23.25), «Конструктивисты. Опыты для будущего. Родченко» (в тот же день, 00.40), «Альбрехт Дюрер. «Меланхолия» (вторник, 18.35), «Гюстав Курбе» (среда, 12.25), «Жорж-Пьер Сера» (также в среду, 23.30), «Анри Матисс» (четверг, 23.25), «Эдгар Дега» (пятница, 13.30). А также два архитектурных сюжета «Баухауз. Мифы и заблуждения» (пятница, 02.40) и «Трезини. Родом из Тичино» (суббота, 01.10). Что ни имя — то целый мир! Вот два художника, один из Ренессанса (Боттичелли), другой из мира импрессионизма (Дега), но объединенные одной общей чертой: стремлением выразить на холсте прекрасный и очень определенный идеал женской красоты. Или два великих француза, совершивших подлинную революцию в живописи: Матисс, патриарх «дикого искусства» (фовизма), и Сёра, заложивший основы пуантилистической, точечной техники создания полотен. Под стать им и еще одна пара гениев: немец Дюрер — художественная квинтэссенция духа Северного Возрождения и француз Курбе — суровый реалист, автор самой скандальной за всю историю живописи картины «Происхождение мира» и участник Парижской коммуны… А разве может не волновать перекличка сквозь века двух ослепительных «вспышек» зодчества: творчество Доменико Трезини, нашедшего вторую родину в России и своей Петропавловской крепостью заложившего архитектурное сердце Санкт-Петербурга, и практика германского Баухауза, революционизировавшего городское пространство Европы, Америки и СССР? Но, пожалуй, самый интересный и драматичный сюжет — об Александре Родченко, втором после Малевича классике супрематизма, родоначальнике советского конструктивизма, художнике и фотографе, отце-основателе дизайна и рекламы в Советском Союзе. Он был по-настоящему выдающейся творческой личностью, но почти все именитые коллеги относились к нему с иронией и даже презрительно, как к эпигону…

В России — поляк, а в Польше — русский

Третий «блок» — о Второй мировой войне. Он распадается на две содержательные составляющие. Первая посвящена Константину Рокоссовскому (21 декабря — 120 лет со дня рождения прославленного полководца). Судьба его уникальна, величественна и трагична одновременно. Уроженец Польши, всю жизнь служивший в России и СССР, он, по собственному горькому признанию, «всегда в России был поляком, а в Польше — русским», то есть чужаком. Почти единственный из полководцев Великой Отечественной, кроме еще Мерецкова, Рокоссовский в годы Большого террора прошел через застенки и лагеря. Его пытали, несколько раз закапывали живым, три раза устраивали ему фиктивный расстрел… Рокоссовский не сломался и в 1944 году бросил вызов самому Сталину, жестко отстаивая свою точку зрения на предстоящие военные операции. Хрестоматийный эпизод: Сталин трижды выпроваживал Рокоссовского из своего кабинета («Еще хорошенько подумайте!») — и каждый раз это могло закончиться новым свиданием с Лубянкой. Но гордый поляк выдержал характер, отстоял свое видение проблемы и стал автором операции «Багратион», самой грандиозной победы советского оружия в той войне. Об этом уникальном человеке — документальные фильмы «Константин Рокоссовский» («Звезда», среда, 09.15) и «Генерал Кинжал, или Звездные часы Константина Рокоссовского» («Культура», среда, 22.35).

«Я не пахучий!»

Второй же сюжет здесь — гениальная, страшная и провидческая, абсолютно не требующая комментариев лента М. Ромма «Обыкновенный фашизм» («Звезда», четверг, 02.40). Этот фильм можно пересматривать бесконечно и поражаться не только мастерству автора и «вселенскости» поднимаемых в ленте трагических проблем, но и откровенным, безумно смелым «диссидентством» великого режиссера. Ведь Ромм аналитическим скальпелем вскрывает не только внешние, но и глубинные «родовые пятна» фашизма — в том числе такие, которые с легкостью узнавались в социально-политической жизни СССР…

Нелишне будет напомнить, что фильм создавался под аккомпанемент антисемитских компаний конца 40-х годов, и сохранилось свидетельство, что один раз на заседании Союза кинематографистов зазвучали откровенно фашизоидные речи о «космополитах» и «необходимости русского духа». Ромм встал и резко отрубил: «Ну, вот вы и снимайте про то, что «Русью пахнет», а я непахучий!». Слово «пахучий» после этого стало синонимом государственного антисемитизма, которому роммовский шедевр бросал перчатку.

Тот самый Федот

И в завершение — «экранное приношение» Леониду Филатову, чье 70-летие Россия отметит 26 декабря. «Леонид Филатов. Высший пилотаж» («ТВЦ», пятница, 00.00), «Леонид Филатов. «Надеюсь, я вам не наскучил...» и «Леонид Филатов. «Про Федота-стрельца, удалого молодца» («Первый канал», суббота, с 10.15), «Острова: Леонид Филатов» («Культура», суббота, 21.30). Здесь и феноменальная, поистине ренессансная разносторонность гения (артист, режиссер, поэт, писатель, публицист, телеведущий), и настоящая Вселенная созданных им театральных и экранных образов. Но прежде всего разговор о «Федоте-стрельце», уникальной современной «неоскоморошине», воскресающей традиции ершовского «Конька-Горбунка» и сатиры Козьмы Пруткова. Произведении, в котором Филатов настолько изящно и одновременно беспощадно обнажил все язвы и пороки своего времени и своей страны, что эту смешную и горькую сказку до сих пор можно смело использовать в качестве социологического диагноза… 

Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Рубрики
Новости


Архив издания




Прогноз погоды