21 августа 2017, понедельник, 07:30
Авторские рубрики 
Очарованный зритель
Мультяшная инструкция для взрослых
Кадр из мультфильма «Головоломка». Фото: film.ru
«Головоломка» объяснила родителям, как устроен внутренний мир их ребенка Дмитрий ФЕТИСОВ, 14 декабря 2016

На сегодняшний день Pixar — одна из ведущих мультипликационных студий в мире. Полные залы кинотеатров и 13 «Оскаров» в различных номинациях — лучшее тому подтверждение.

Но помимо всех прочих достоинств, есть в пиксаровских мультиках (не во всех, конечно) одна особенность: то, что для ребенка выглядит яркой и красочной книжкой, где на странице умещается всего пара предложений, в глазах взрослого превращается в серьезное чтиво. Сюда можно отнести, например, наделавший много шума несколько лет назад мультик «Вверх», где за красочными приключениями старика и девятилетнего скаута, отправившихся на поиски Райского водопада, скрывалась многогранная драма. Недаром мультик был выбран в качестве фильма, открывшего Каннский кинофестиваль в 2009-м. К слову, тогда анимационная лента впервые в истории открывала именитый смотр.

За взлетом спад

Вместе с тем в последнее время стало казаться, что фонтан оригинальных идей у Pixar начинает истощаться. После мультика «Вверх» на зрителя один за другим посыпались сиквелы «Истории игрушек», «Тачек», «В поисках Дори» и приквел «Корпорации монстров» — «Университет монстров», отличавшиеся от первоисточников разве что добавлением новых персонажей, но никак не идеей. Не поворачивается язык назвать чем-то оригинальным и основанный по большей части на произведениях Ханса Кристиана Андерсена и братьев Гримм мультфильм «Храбрая сердцем», хотя лента и была удостоена как «Оскара», так и «Золотого глобуса» в номинации за «лучший анимационный полнометражный фильм».

Ну а в 2014 году Pixar и вовсе отказалась от выпуска полнометражных картин, что вмиг породило в фанатской среде массу слухов о скором закрытии компании. Но в  итоге студия не только не закрылась, но еще и блеснула в 2015-м сразу двумя громкими премьерами. И если «Хороший динозавр», несмотря на первоначально положительные отзывы критиков, так и не смог оправдать ожиданий зрителей, то выглядевшая визуально на его фоне явным вторым номером «Головоломка» неожиданно стала одним из главных событий последних лет в мире не только анимационного, но и игрового кино. В прошлое воскресенье убедиться в этом смогли и зрители СТС.

Раскраска по Фрейду

В центре сюжета обычная одиннадцатилетняя школьница по имени Райли. Хотя точнее будет сказать, что в центре сюжета находится ее голова, и уж если быть совсем точным — то, что в ней происходит. Согласно задумке режиссера Питера Доктера, к которому основная идея картины пришла, когда он наблюдал за поведением своей взрослеющей дочери, поступками человека управляет пять эмоций, постепенно, одна за другой зарождающиеся в первые годы жизни, по мере знакомства с внешним миром. Главной эмоцией считает себя появившаяся первой Радость. Она следит за жизненной энергией своей подопечной. В этом ей помогают каждая по-своему другие эмоции. 

Страх призван оберегать от поджидающих за каждым углом опасностей. Брезгливость — отвечает за вкус и чувство меры. Ну а с Гневом и без объяснений все понятно. Неясным, до поры до времени, остается лишь предназначение Печали.

При этом эмоции, согласно «Головоломке», это не какие-нибудь абстрактные понятия, блуждающие во мраке наших черепных коробок, а вполне себе материальные существа, обитающие в мозговом центре, где сменяют друг друга за пультом управления поведением своего подопечного. Да и сам внутренний мир заключен вовсе не в скучные извилины серого вещества, а состоит из сложного, многоуровневого  хранилища воспоминаний, заключенных в стеклянные шары, окрашенные в цвет той или иной эмоции.

От печали до радости

После переезда из  любимой Миннесоты в серый и мрачный Сан-Франциско Райли впадает в депрессию, а между Печалью и Радостью возникает конфликт, в результате которого обе оказываются за пределами мозгового центра. Но это еще полбеды. В руках у Радости находится пять ключевых и самых радостных воспоминаний, связанных с детством в Миннесоте. Именно они питают через специальное устройство в мозговом центре так называемые острова личности, в совокупности образующие характер Райли. Без этих воспоминаний, как точки опоры, и без Радости за пультом управления девочка не может приспособиться к новому местожительству. И перед эмоциями стоит задача как можно быстрее вернуть эти воспоминания обратно.

А потому Печаль и Радость отправляются в путешествие по внутреннему миру ребенка. Здесь им предстоит встретить вымышленного друга Райли Бинго-Бонго, розового кото-слона, пройти через библиотеку воспоминаний и комнату абстрактного мышления. Посетить студию сновидений (пародии на Голливуд) и увидеть, как дневные события перерабатываются в театральное представление. Сбежать от страшного клоуна, живущего в пещере кошмаров. Прокатиться на поезде мыслей, выбраться из пропасти подсознания, где последнее пристанище перед окончательным забвением находят старые воспоминания.

А еще увидеть, как один за другим рушатся острова личности, и наконец-то разгадать тайну важности Печали в жизни каждого человека. Этим, к слову, обыгрывается одна из аксиом психологии: игнорирование отдельных эмоций, какими бы негативными или бесполезными они ни казались, в конечном итоге ведет к стрессу и депрессии. Одним словом, у нас на глазах яркими метафорами начинает оживать учебник по возрастной психологии. И учебник довольно обоснованный — к работе над мультфильмом были привлечены профессиональные психологи.

Оригинальный взгляд

«Головоломка», надо сказать, не самый красивый внешне пиксаровский мультик. Но это здесь и не главное. Главное то, с какой смелостью и оригинальностью Pixar предлагает взглянуть на наш мир под новым углом. Детям мультфильм запомнится, конечно, как ослепительно яркое и смешное приключение. Ну а для взрослых, особенно тех, чьи дети как раз переживают кризис начала взросления, «Головоломка» дает возможность увидеть, насколько хрупким может оказаться внутренний мир их чада.

Ведь, если разобраться, с точки зрения родителей Райли, ничего страшного в ее жизни не произошло. Подумаешь, переехали в другой город, подумаешь, в местной пиццерии лишь один вид пиццы, да и та с ненавистной брокколи, подумаешь, грузовик с вещами уехал не туда, куда надо. Так, мелочи жизни. Но для девочки, оказавшейся на новом месте, где нет старых друзей, привычного пейзажа за окном, где в хоккей играют не на свежем воздухе, а в душном помещении, — это сродни катастрофе, последствия которой, если ее вовремя не предотвратить с помощью родительской заботы, будут выглядеть совсем не так красочно и забавно, как разрушение островов личности или исчезновение воспоминаний в пропасти подсознания.

Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Рубрики
Новости


Архив издания




Прогноз погоды