Авторские рубрики 
Разочарованный зритель
Дешевые байки
Кадр из сериала «Страшные сказки». Фото: mail.ru
Так можно перевести на русский оригинальное название сериала «Страшные сказки» Дмитрий ФЕТИСОВ, 7 декабря 2016

Penny Dreadful означает «низкопробный приключенческий роман в дешевом издании». Такого рода чтиво было особенно популярно в XIX веке.

Что ж, сериал, показанный RenTV, полностью соответствует этому определению.

Ну а зрители, клюнувшие на обещанные «Страшные сказки», смогли лично убедиться, стоило ли тратить на такую дешевку свое бесценное время. Хотя справедливости ради стоит отметить, что «обложка» и «иллюстрации» — визуальный ряд сериала — не подкачали.

Монстры темных подворотен

Викторианский Лондон конца XIX века. Где-то на окраине дает представление заезжий цирк — молодой американец Итан Чендлер (Джош Харнетт) устраивает собравшимся зевакам мини-экскурс в историю своей родины, одновременно поражая всех умением обращаться с огнестрельным оружием. Особенно пристально с трибуны за ним наблюдает бледная черноволосая красавица с ледяным взглядом. Впечатленная талантами Итана, по окончании шоу она предлагает ему немного подзаработать.

Тем же вечером, водрузив на голову элегантный котелок и заткнув за пояс пару любимых пистолетов, Итан отправляется по оставленному незнакомкой адресу, где находит ее в компании пожилого мужчины. Вместо ответов на свои вопросы он получает совет не удивляться тому, что он увидит. А удивиться будет чему — вечерняя прогулка оборачивается кровавой бойней с человекоподобными существами в заваленном трупами подвале, где, судя по обрывистым репликам, новые знакомые Чендлера надеялись кого-то найти. Но и это еще не все. Местный патологоанатом Виктор Франкенштейн (Гарри Тредуэй), к которому для проведения вскрытия троица притащила тело одного существа, помимо анатомических аномалий обнаруживает еще и египетские иероглифы на его коже...

В итоге выясняется, что пожилой человек — это прославленный путешественник и известный исследователь Африки лорд Малькольм Мюррей (Тимоти Далтон), разыскивающий свою дочь, похищенную неким Злом. Помогает ему в нелегком, но благородном деле таинственная Ванесса Айвз, одаренная способностью общаться с потусторонним миром. А для полноты компании им как раз не хватает меткого стрелка и талантливого ученого. И тот и другой, движимые собственными мотивами, соглашаются помочь лорду найти дочь, а заодно и очистить Лондон от темных сил...

Обманутые надежды

Теоретически у сериала «Страшные сказки» были все предпосылки для того, чтобы стать интересным. Во-первых, бюджету проекта позавидовали бы многие блокбастеры. Во-вторых, эти же блокбастеры позавидовали бы и актерскому составу — экс-Джеймс Бонд Тимоти Далтон, новая муза Тима Бертона Ева Грин, все еще молодой и подающий надежды Джош Харнетт и бывшая спутница Доктора Кто Билли Пайпер. Ну и, в-третьих, хотя, пожалуй, эту причину можно считать одной из самых веских, «Страшные сказки», в отличие от многих других многосерийных проектов, воплощение задумки одного человека — Джона Логана, сценариста таких картин, как «Гладиатор», «Последний самурай» и «Авиатор».

Возможно, переход с полнометражных фильмов, ограниченных по сравнению с многосерийным форматом временными рамками, так сильно развязал Логану руки, что тот при первой же возможности постарался впихнуть в сериал все, что хоть как-то вписывалось бы в его концепцию. При этом изначальный сюжетный костяк в виде истории пожилого лорда, разыскивающего дочь в компании медиума в наполненном мистикой викторианском Лондоне, смотрится очень симпатично. Вообще, игра Евы Грин, будто специально рожденной для подобных ролей, наряду с операторской работой, — это то немногое в сериале, на что действительно приятно смотреть.

В одной из первых сцен, распластавшись на полу перед распятием, в полумраке ее героиня читает молитву на латыни, и кажется — еще немного, и крест на стене неожиданно перевернется, а сама Ванесса заговорит голосом Аннелизы Михель. Именно на это и стоило нанизывать все задумки, пускать все остальные идеи вторым, а то и третьим планом. Но нет, через мгновение приклеенные усы Итана Чендлера, развлекающего посетителей цирка, начисто разрушают все волшебство, весь стиль.

Дальше происходящее по форме напоминает классическую японскою ролевую компьютерную игру, где каждый из персонажей наделен какими-то индивидуальными способностями, которые он «прокачивает» по мере продвижения по сюжету в преддверии битвы с главным боссом. Ванесса — ведьма, Франкенштейн — ученый-алхимик, Итан — воин, и далее по списку. Как и в играх подобного жанра, персонажи могут то присоединяться к основной команде, то ненадолго уходить куда-то по своим делам — на основной сюжет это особо не влияет. Но, в конечном итоге, это непрерывное добавление персонажей к основной команде (позже появляется и Дориан Грей, и старина Ван Хельсинг) приводит к тому, что сюжет, подчиненный тому, чтобы доходчиво объяснить зрителю, с какими личными внутренними демонами приходится бороться каждому из них, теряет динамику и начинает топтаться на месте.

Скучная канва

К тому же для мистического проекта в сериале катастрофически мало таинственного и загадочного. А то немногое, что можно к этому отнести, как, например, загадочная связь между лордом Мюрреем и Ванессой, теряется на общем фоне примитивных вопросно-ответных конструкций побочных сюжетных линий, сливаясь в итоге с общей скучной канвой повествования. С первого же эпизода становится ясно и то, кто будет основным врагом на весь предстоящий сезон, — злобные вампиры, похитившие дочь лорда. Хотя они в конечном итоге вызывают куда больше сочувствия, чем все положительные герои вместе взятые. Про кровососов в последнее время каких только фильмов ни снимали, даже превращали их в кумиров пубертатных подростков. Но чтобы расписать тело вурдалаков иероглифами, а их самих приписать к традиционно пугавшему человечество мумиями, сфинксами и плотоядными скарабеями Древнему Египту с его беспощадным даже для человека солнцем, — тут особый садизм нужен. Да и за Румынию, где старина Дракула является чуть ли не главным культурным достоянием, как-то даже обидно...

Окончательно разрушает сюжет попытка наполнить сериал не только главными мистическими персонажами литературы того периода, но и втиснуть в его рамки все философские мысли этих произведений. И если тема творца и его творения из «Франкенштейна, или Современного Прометея» Мэри Шелли еще хоть как-то реализуется, то в случае с «Портретом Дориана Грея» все скатывается до банальной эротики, где бисексуальные сцены скорее шокируют своей откровенностью, чем демонстрируют метаморфозы внутреннего мира героев.

Пытаясь уместить в сериале «Страшные сказки» все и сразу, его создатели во многом повторяют ошибки другого похожего проекта «Однажды в сказке», тоже смахивающего на сборную солянку. Неплохой по замыслу сюжет, обрастая с каждым эпизодом все большим количеством персонажей, захлебываясь собственными амбициями, не справляется с переработкой того культурного контекста, который в него с силой пытается запихнуть Джон Логан, и в конечном итоге скатывается до того, что другой перевод названия — «Грошовые ужасы» — становится для него куда более подходящим.

Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Рубрики
Новости


Архив издания
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF



Ищите нас Вконтакте


Ищите нас на Facebook



Прогноз погоды