Авторские рубрики 
Разочарованный зритель
Аня и ее мертвецы
Роль Анны-детектива исполняет молодая актриса из Севастополя Александра Никифорова. Фото: mospravda.ru
В новом сериале о женщине-детективе убийц разыскивают при помощи «говорящей доски» Дмитрий ФЕТИСОВ, 30 ноября 2016

Когда за низкий жанр берется человек талантливый, в конечном итоге получается нечто действительно стоящее.

Если же чтиво экранизирует ремесленник, то зрителю смотреть нечего.

Взять хотя бы дилогию Квентина Тарантино и Роберта Родригеса «Грайндхаус». И «Доказательство смерти» и «Планета страха», входящие в нее, следуют эстетике низкобюджетного кино категории В, но одновременно с этим обе картины являются еще и данью уважения целому пласту американского кинематографа 1970-х годов, оказавшему огромное влияние на формирование режиссерского стиля и того и другого.

Отечественные кинодеятели, к сожалению, своего зрителя подобными вещами не балуют, хотя попытки, надо признать, особенно на поприще детективов и мыльных опер в формате сериала предпринимаются довольно регулярно. Одной из последних стал сериал «Анна-детективъ», где мистику спиритических сеансов попытались противопоставить дедукции, логике, да и вообще здравому смыслу как таковому. Учитывая то, что проект вышел на ТВ-3, нетрудно было сразу догадаться, какой из методов раскрытия преступлений будет выбран героями в качестве основного — мистический.

На полставки

Перед нами скучный, ничем не примечательный провинциальный городок Затонск образца 1888 года. Идиллию неторопливого, размеренного существования местного населения нарушает лишь дочь адвоката Анна Миронова (Александра Никифорова). Анечка, говоря языком современным, единственный представитель бунтующей молодежи в Затонске. Светской болтовне за чашечкой чая и вышиванию крестиком она предпочитает езду на велосипеде, а изысканным платьям — мужские брюки. Свойственный городу образ жизни вызывает у Анечки приступы скуки и тоски.

Но все меняется, когда приходят они. Первый из них — любимый дядя Анны, шарлатан-спиритист Петр Миронов (Борис Хвошнянский), вернувшийся в город после пяти лет в Париже, где, помимо дуракаваляния, он обучался модному в то время искусству общения с усопшими. По прибытии в Затонск дядюшка решает продемонстрировать приобретенные навыки на званом ужине у одного из представителей местной знати. В качестве моральной поддержки он берет с собой Анну. Во время сеанса действительно появляется призрак утопленницы, правда видит его не дядя, а сама Анна. В ней просыпаются экстрасенсорные способности, казавшиеся в детстве лишь плодом ее воображения.

На следующий день после сеанса Анна решает вновь поговорить с духом. В одной из дядиных книг она находит способ вызвать на разговор тех, кто нашел свою смерть в воде. Правда на местной речке сама Анна находит не призрака, а свеженький труп Татьяны, супруги того самого представителя местной знати, в чьем доме прошлым вечером ее дядя устроил свое шоу. В этот момент в город приезжает столичный сыщик Яков Павлович Штольман (Дмитрий Фрид) — эдакий гибрид Шерлока Холмса, Эраста Фандорина и Даны Скалли из «Секретных материалов». Он сразу же с головой погружается в раскрытие этого дела. Но даже ему, человеку опытному и бывалому, не удается справиться с тем потоком убийств, что вдруг как из рога изобилия начинают сыпаться на беззащитный Затонск. И чтобы повысить процент раскрываемости, Штольман вынужден прибегнуть к помощи Анны, чьи сверхъестественные способности сыграли ключевую роль в раскрытии убийства Татьяны...

Беспомощен во всем

Пожалуй, на телевидении давно не было настолько беспомощного во всех смыслах проекта, который зрителю пытались бы преподнести в качестве одной из главных премьер сезона. Сериал «Анна-детективъ», словно Бенжамин Баттон, уже с момента своего рождения, с самых первых серий настолько хвор и беспомощен, что в отличие от героя Бреда Пита он вряд ли доживет до совершеннолетия.

Первое, что бросается в глаза, а точнее, доносится до ушей, так это абсолютно современная речь героев. А ведь действие, напомню, происходит в конце XIX века. Дальше — исторические детали. Это просто рай для любителей поискать ляпы. В первых сериях, например, все полицейские поголовно ходят без обязательных шашек. В кабинете Штольмана на стенах висят портреты Александра III, прусского короля Фридриха II Великого и генерала Толя. Но если присутствие в кадре портрета русского монарха хоть и со скрипом, но все же объяснимо, то откуда в провинциальной полицейской конторе взялись портреты последних двух — очень большой вопрос.

Список этот можно продолжать довольно долго, но основным минусом сериала являются не ошибки в исторических деталях — большинство зрителей на эти мелочи внимания не обращают. Но вот не обратить внимание на недочеты сюжета можно, разве что выключив телевизор. В преступниках, как и в самих преступлениях, нет ничего неожиданного, все заштамповано, прямолинейно и предсказуемо. Да и действительно, зачем придумывать что-то сложное, если в конце все сводится к банальному вызову духа, который и указывает на убийцу или подсказывает, где найти недостающую улику. Единственная интрига всего сюжета — это причина, по которой Штольман оказался в Затонске. Но стоит ли ради этого смотреть все 56 серий?

Удивляют и отдельные сцены сериала. Например, обнаружив записку «Смерть неизбежна», написанную печатными буквами, многоопытный Штольман задает мужу Татьяны вопрос, не узнает ли тот почерк, на что получает ответ: «Разве вы не видите? Написано печатными буквами, чтобы не узнали почерка». Или неожиданные появления местного поэта, когда он дважды выпрыгивает на Анну буквально из кустов и пытается признаться ей в любви. 

Пренебрегая элементами детектива, отдавая им лишь роль вспомогательного средства, авторы и с мистической стороной вопроса особо не церемонятся, низводя сцены спиритических сеансов до уровня «Битвы экстрасенсов». По сравнению с этим даже исковерканный обряд вызова Пиковой Дамы из одноименного отечественного фильма ужасов выглядит как эталон переноса на экран подобного рода ритуалов. И да, призраки в сериале скорее умиляют своим желанием казаться призраками, чем по-настоящему пугают.

Перед премьерой авторы уверяли, что над фильмом работало большое количество специалистов, историков, культурологов, а в качестве ориентира были выбраны британские сериалы «Улицы Потрошителя» и «Шерлок». Но, пожалуй, продолжительность сюжетных линий отдельных историй — это единственное, что удалось реализовать в проекте в полной мере. Но если в «Шерлоке» Стивен Моффат и Марк Гэттис буквально каждую минуту полуторачасового эпизода наполняют неожиданными сюжетными поворотами, то в «Анне-детективе» каждая, состоящая из двух серий, история — это два часа сюжетной пустоты, «кривых» диалогов, ляпов в деталях и слабой актерской игры, по сравнению с которыми даже детский мультипликационный сериал «Детектив Конан» выглядит куда более достойным представителем жанра.

Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Рубрики
Новости


Архив издания




Прогноз погоды