Авторские рубрики 
Очарованный зритель
Потерянный мир Николая Минервина
Несмотря на то что Николай Минервин так и не достиг вершины Эльбруса, само восхождение уже было великим достижением. Фото: risk.ru.
Об одном из первых отечественных кинодокументалистов мало что известно Дмитрий ФЕТИСОВ, 23 ноября 2016

Сегодня имя Николая Минервина известно разве что историкам кино, да и то далеко не всем. Даже Википедия молчит на его счет, выдавая в поисковике лишь ссылку на одну из его картин, попавшую в список навсегда утраченных фильмов Российской империи.

Покоритель Рима

А между тем этот человек внес огромный вклад в развитие кинематографа. Многими его открытиями, техническими решениями — например, внутрикадровым монтажом — и сегодня пользуются режиссеры по всему миру.

К тому же Большая золотая медаль, которой были удостоены фильмы 26-летнего режиссера-кинодокументалиста, на международной выставке искусств в Риме в 1911 году, приуроченной к 50-й годовщине объединения Италии, стала одной из первых. А по мнению некоторых историков кино, первой международной кинематографической наградой для России. Вообще тот римский смотр искусств отчасти можно назвать одним из первых международных кинофестивалей. Правда какие именно фильмы Минервина были представлены итальянской публике, и сегодня остается загадкой — записи об этом либо пока не найдены, либо не сохранились вовсе.

Впрочем, причину того, как у скромного провинциала получилось не затеряться в Италии в компании таких знаменитых соотечественников, как Валентин Серов и Илья Репин, также делегированных на форум от Российской империи, можно понять, увидев кинематографическое наследие режиссера, что все же дошло до нас.

В своей картине «Потерянный мир» документалист Валерий Тимощенко буквально по крупицам собрал фрагменты фильмов, документальных очерков и просто случайных съемок дореволюционной России Николая Минервина. На прошлой неделе фильм показали на «Культуре».

С деревянной камерой в руках

Николай Минервин был не единственным в то время кинематографистом в России. Снимали окружающую их действительность и один из первых кинопромышленников Александр Ханжонков, и другой пионер отечественного кинематографа Александр Дранков, и многие другие. Но в большинстве своем это были съемки парадов и торжественных мероприятий, как, например, выход Николая II, и по форме скорее походили на сегодняшний новостной репортаж.

Минервин же устремляется подальше от двух столиц. Его манит Кавказ. Вместе с друзьями, такими, как и он, студентами Санкт-Петербургского университета, на полученные от благотворителей деньги и с собранной по знакомым кино- и фотоаппаратурой Минервин организует экспедицию на высочайшую вершину Европы — Эльбрус. Даже сегодня, при наличии современного снаряжения, компактной аппаратуры, подобное восхождение никак нельзя назвать легкой прогулкой. А тогда гора так и не покорилась кинематографистам, группа остановилась на отметке 4800 метров над уровнем моря. Минервин в итоге признал экспедицию неудавшейся, хотя уже сам факт подъема на такую высоту с тяжелым, громоздким и хрупким кинематографическим снаряжением можно было считать великим достижением.

Но для нас сегодня куда большую ценность представляют не запечатленные на пленке пейзажи, открывающиеся взору с Эльбруса, а кадры, сделанные во время восхождения и спуска с вершины. На своем пути студенты снимали встречавшиеся им поселения карачаевцев, балкарцев, кабардинцев. Кадры жизни и работы на перевалах, в высокогорных поселениях, повседневный быт горцев, игры детей, то, как местные жители лечатся в деревянных ваннах, наполняя их целебной, по всей видимости, радоновой водой, — наряду с сотнями стереофотографий горных ландшафтов — все это на долгие годы станет учебным пособием и наглядным материалом.

Портрет эпохи

Главная ценность работ Николая Минервина заключается в том, что его интересуют не события, а в первую очередь люди, находящиеся в естественной и привычной для них среде. Даже когда речь идет о кинохронике строительства туапсинского порта. На кадрах многотонные бетонные основания величественно погружаются вводу, но делают это, словно подчиняясь не законам физики, а приказу людей, стоящих на них.

В кадре Минервин не разделяет людей на богатых и бедных, старых и молодых, мужчин и женщин. В его длинных планах перед зрителям проходят и бравый офицер, и застенчивая девушка, и статный купец, приветливо снимающий шляпу при виде объектива, и мальчуган, с опасливым любопытством пробегающий мимо человека с камерой. При этом на камеру все они ведут себя естественно, искренне. Операторскому взгляду Минервина открывалась настоящая, подлинная жизнь, прекрасная своей естественностью и гармонией.

Еще одной отличительной чертой творчества режиссера стали сами места съемок — преимущественно юг России. В то время именно сюда, в Кисловодск, в Екатеринодар (нынешний Краснодар), в Пятигорск, в Туапсе, люди съезжались на отдых со всех концов страны. Поэтому кадры, снятые Минервиным, превращаются еще и в настоящий портрет той эпохи. Особенно сильно выглядит фрагмент, отснятый Минервиным в Пятигорске у грота Лермонтова, когда режиссер «выставил» в ряд всех своих героев. Камера медленно плывет, стараясь поймать каждого из них, навсегда сохраняя для потомков эту дореволюционную панораму России.

За каждым из этих созданных магией объектива кинокамеры портретов своя судьба, своя неповторимая бесконечность. Вот задумчивая девочка в соломенной шляпке, рядом с ней дама с лорнетом… Угрюмый гимназист мрачно смотрит на оператора… Вдруг стоявший рядом с ним старый солдат отходит в сторону, освобождая место в кадре для стоящей за ним девушки и, словно в вечности, исчезает за спинами других. Всего через пару месяцев мирная жизнь и множество людей навсегда сгинут в кровавой пучине сначала Первой мировой, а затем и Гражданской войны. Те, кто еще недавно стоял бок о бок, вскоре, возможно, станут врагами. Кто-то погибнет на немецком фронте, кто-то станет революционером, а кто-то — жертвой террора 30-х годов.

Пожалуй, лучшего названия, чем «Потерянный мир», для этой картины и не придумаешь. Минервинский мир, мир во взгляде каждого из тех, кого сохранил объектив его камеры, как верно отмечает Валерий Тимощенко, мы потеряли в начале прошлого века и, похоже, так до сих пор и не нашли. 

Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Рубрики
Новости


Архив издания




Прогноз погоды