Авторские рубрики 
Разочарованный зритель
Авторы фильма о Дэвиде Гилморе забыли о музыке
Дэвид Гилмор. Фото: ytimg.com
Бытовые подробности показались им важнее творчества гитариста Дмитрий ФЕТИСОВ, 12 октября 2016

«Человек, на жизнь которого музыка оказала большее влияние, чем что-нибудь еще», — так отвечает на вопрос, кто же такой Дэвид Гилмор, сам великий гитарист и вокалист Pink Floyd. Ответ звучит в самом начале документального фильма «Дэвид Гилмор: Широкие горизонты».

И более точного определения, пожалуй, не найти. Но почему-то именно роли музыки в жизни героя авторы ленты и забыли уделить внимание.

Семьянин с iPhone´ом

Фильм показали на прошлой неделе на «Первом» в рамках проекта «Городские пижоны». Смущенно улыбаясь, будто бы и не было в его судьбе забитых до отказа клубов и многотысячных стадионов, постоянно отводя взгляд от камеры, Гилмор первым делом ведет съемочную группу телеканала BBC в свой плавучий дом-студию «Астория», где были записаны три последних альбома Pink Floyd, а также два сольника самого фронтмена «On an Island» и увидевший свет в прошлом году «Rattle That Lock».

История создания последнего проходит лейтмотивом через весь фильм. Каждая композиция с пластинки становится своеобразным завершением одной из глав творческой и личностной биографии музыканта. Пронизанная любовью и страстью «The Girl in the Yellow Dress», протестная «Rattle That Lock», антивоенная «In Any Tongue», «A Boat Lies Waiting» о клавишнике Pink Floyd Рике Райте, которому после его смерти Гилмор так и не смог найти замену, «Faces of Stone» об одном из последних проведенных с матерью дней…

На это, словно на скелет, нанизываются воспоминания Гилмора. Жена великого гитариста Полли Сэмсон характеризует его как человека, предпочитающего выражать эмоции не словами, а музыкальными средствами. Особенно заметно это становится как раз во время интервью. Вспоминая о своем детстве в интернате, родителях, уехавших в Америку, о первой пластинке Боба Дилана, о каверах «битлов» и «роллингов», с которыми его группа Jokers Wild выступала в самых неизвестных клубах, или о Pink Floyd, Гилмор по-британски спокоен и сдержан, словно все это происходило не с ним. Словно он лишь читает на камеру неинтересный текст, который его заставили выучить, даже не объяснив смысла. Каждое слово создателям фильма приходится буквально вытягивать из него. Причем списать это на возраст нельзя. Судя по архивным кадрам, таким Гилмор был и в молодости.

Визуально происходящее дополняют съемки репетиций во время подготовки к туру в поддержку пластинки «Rattle That Lock» и кадры домашних застолий.

Прогулки по берегу

Все это, конечно, мило: и седовласый «добрый дедушка» Гилмор, застенчиво улыбающийся на камеру, будто его снимают первый раз в жизни, и то, как он делится со своей женой записанными на iPhone музыкальными фрагментами, и их дети, и их совместные посиделки у костра, и песни под гитару, и даже его немецкая овчарка, задремавшая во время репетиции, и раскачивающийся на воде домик-студия «Астория», оборудованный по последнему слову техники. Все это обдает теплом и добротой. Особенно, если фильм смотреть сейчас, когда за окном стоит промозглая осенняя погода, а ты сидишь, закутавшись в плед с кружкой горячего шоколада. Но…

К сожалению, таких людей, как Дэвид Гилмор, кто одной строчкой мог остановить танки, кто не боялся ставить эксперименты не только над музыкой, но и над собой, остается все меньше. И зачастую с собой в могилу они уносят и секреты своего миропонимания, своей жизненной философии, оставляя нам лишь попытки добраться до их человеческой сути, вслушиваясь в их музыку или вчитываясь в страницы написанных ими книг.

Поэтому в конечном итоге от фильма об одном из самых великих гитаристов, о человеке, пропустившем через себя дух эпохи, от фильма производства BBC, в котором сам герой принимает непосредственное участие, ждешь чего-то большего, нежели просто пары-тройки заурядных вопросов-ответов за кружечкой чая.

Большую часть того, о чем Гилмора спрашивают создатели фильма, можно узнать со страниц в той же Википедии. Лежащие на полу во время выступлений листы с текстами, где жирным выделено начало строк потому, что он их может забыть, обучающая игре на гитаре пластинка Пита Сигера, присланная родителями из Америки, с которой началось увлечение этим инструментом, — все это и многое другое уже давно известно. При этом самые интересные с точки зрения творчества годы Дэвида Гилмора остаются за кадром. О чем думали участники Pink Floyd, что двигало Дэвидом Гилмором, Роджером Уотерсом, Ником Мэйсоном и Ричардом Райтом, когда они записывали «The Dark Side of the Moon» или бессмертный «The Wall»? «У нас сложился некий микрокосм. Каждый нашел свое место в иерархии… Получилась отлаженная система», — вот максимум того, что смогли вытащить авторы фильма из «первоисточника».

Мимо сути

Альбомы Pink Floyd вообще упоминаются в картине лишь вскользь. В какой-то момент, вспоминая про выход «The Dark Side of the Moon», Гилмор вдруг на секунду взрывается, сравнивая успех альбома со скачком в стратосферу, но тут же угасает, предаваясь воспоминаниям о том, как нравилась его матери та гламурная жизнь, которую вел в то время ее сын.

Сид Баррет, первый фронтмен группы, описывается как человек, у которого «блеск в глазах», поначалу был, а затем пропал. И это об одной из самых загадочных фигур в рок-музыке, об одном из родоначальников психоделического направления. Даже нет и намека на попытку разобраться в этой драме, когда один из ее участников буквально погряз в омуте наркотического опьянения создавая Pink Floyd, а второй смог это дело не просто перенять, но и внести свою лепту, довести до совершенства.

Намеренно или нет упуская все это из вида, авторы бродят лишь вдоль побережья бесконечных горизонтов музыкального мира Дэвида Гилмора, не удосуживаясь взглянуть в ту сторону, где небо сливается с бескрайней далью его таланта. Не говоря уж о попытке сделать шаг в этом направлении. Единственное же, что отвечает в фильме за связь с музыкой, — это история создания альбома «Rattle That Lock». Но и она выглядит на общем блеклом фоне скорее качественным промороликом, призванным поддержать его продажи после тура, нежели попыткой понять, кто же такой на самом деле Дэвид Гилмор. 

Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Рубрики
Новости


Архив издания




Прогноз погоды