22 октября 2017, воскресенье, 07:40
Авторские рубрики 
Бизнес-клуб
Кошельки врозь
События на Украине отразятся и на экономике Урала Андрей МОРОЗОВ, 27 февраля 2014

В настоящий момент Украина не является основным внешнеторговым партнером России на постсоветском пространстве, она уступила это место Белоруссии, но нестабильность у соседей явно не способствует улучшению климата у нас.

К тому же в силу исторической направленности на металлургию Свердловская область крепко завязана на украинские предприятия. В некоторых случаях это даже критично, что заставляет срочно искать альтернативу, в основном это касается поставок сырья.

Пряником манили

Тут, как говорится, ничего личного — Украина не вступила в Таможенный союз (ТС) и оказалась в худших условиях, нежели страны-участницы этого объединения. Что, в том числе, и привело к сокращению украинской доли в российском внешнеторговом обороте до 4,7%. В то же время в силу надежд на присоединение к ТС — как сейчас выясняется, иллюзорных, украинцам оставили «пряник» в виде скидок на газ. Но одновременно регулярно демонстрируют и «кнут», как, например, ограничение экспорта украинской вагоностроительной продукции в нашу страну.

Можно представить себе, какой силы этот удар, если на украинской территории расположены Азовобщемаш, Днепровагонмаш, Крюковский вагонзавод и Стахановский вагоностроительный. Российский рынок сбыта — главный для них. Потери украинских заводов от этих запретов, по экспертным оценкам, составляют не менее 50 млн долларов в месяц, или 600 млн долларов в год. И это притом что весь украинский экспорт оценивается в 7 млрд долларов. В выигрыше, понятное дело, оказываются российские вагоностроители, в том числе нижнетагильские.

Тяжело пережил украинский экспорт и российское решение о введении утилизационного сбора для импортных автомобилей. Он сразу обрушился на 20%. Правда, потом тех, кто собирает машины в России, Казахстане и Белоруссии, тоже обязали платить «живыми» деньгами этот сбор. В августе же прошлого года в качестве показательной акции устрашения на короткое время была блокирована поставка украинских товаров в Россию. И за полгода потери от такой меры могли бы составить до 2,5 млрд долларов. А это уже серьезно, так как равно 1,5% украинского ВВП.

Жареным запахло

К слову, уральский бизнес уже почувствовал запах жареного и потихоньку начал сворачивать деятельность на Украине. Товарооборот нашего региона с этой страной сократился на 33,8%.

И с прошлого года крупнейший уральский грузоперевозчик «Лорри» — его парк насчитывает свыше 800 автопоездов — отказывается от перевозок через Украину. «Раньше мы в Италию или из Италии, например, выходили транзитом через Украину, но вовремя поняли, что там происходит, и, чтобы не испытывать судьбу, начали ходить через Белоруссию», — говорит генеральный директор этой транспортной компании Юрий Ступак.

Сократился и экспорт со стороны уральских предприятий в 2013 году. Для справки: среди основных поставщиков на украинскую территорию в Свердловской области можно назвать Нижнетагильский металлургический комбинат, «Уральские локомотивы», Уральский завод тяжелого машиностроения, ВИЗ-Сталь, Качканарский ГОК, Синарский трубный завод, концерн «Калина».

Как успокаивает исполнительный директор Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Павел Воротков, «все в плановом режиме». По его словам, «все самое страшное там началось в январе, а бизнес-цикл — длительный процесс. Что дальше будет — увидим». Пока же, в частности, находится в тревожном ожидании Уральский турбинный завод (УТЗ), который поставляет паровые турбины на Украину и имеет там конкурента в лице Харьковского турбинного завода (ХТЗ).

Уже объявлено, что будет форсировано строительство газопровода «Южный поток» из-за неуверенности в надежности украинского газового транзита. Что сулит расширение заказов для российских трубников. И вряд ли конкуренцию им в силу политических причин составит украинский производитель труб большого диаметра — Харцызский трубный завод.

Сразу встает вопрос о нашей критической зависимости от поставок украинского марганца. Напомним, что в свое время на севере Свердловской области в Полуночном неоднократно делались попытки наладить добычу марганца. Но все это успеха не имело, и опять возвратились к поставкам с Украины. Но если эта страна вступит, к примеру, в НАТО, то эта зависимость становится неприемлемой — марганец имеет огромное стратегическое значение, будучи незаменимым компонентом броневой стали. Да, собственно, уже сейчас, безо всякого НАТО, как-то неспокойно. Похоже, придется реализовывать проект добычи уральского марганца, хоть экономически это и не очень выгодно.

Напомним, что «Евраз», у которого есть металлургические активы и у нас, в Свердловской области, владеет на Украине Днепропетровским металлургическим заводом им. Петровского. Тут сразу два риска. Во-первых, новая власть может начать очередной передел собственности. Во-вторых, если Россия изменит цены на газ, работа украинских металлургов станет нерентабельной.

Ильменитовый козырь

До сих пор на Украине у руля стояли силы, которые условно можно назвать «партией ресурсов». Она ориентировалась на «капитализацию геологии» и экспорт сырья. Так, титановая корпорация «ВСМПО-АВИСМА» чуть не целиком работает на привозном сырье — ильменитах, добываемых там. В то же время на Украине постоянно поднимается тема организации собственного производства титана. И под это несколько лет тому назад украинцами была проведена акция по ограничению поставок ильменита с Вольногорского ГОКа, являющегося сырьевой базой для уральской титановой корпорации. Доля ильменита, полагающаяся уральцам, ушла Запорожскому титано-магниевому комбинату (ЗТМК).

Тогда как не будем забывать, что титан используется в стратегически важных отраслях — авиационной и космической. А значит, сразу встает вопрос о недопустимости зависимости безопасности страны от сил извне. Реакцией на этот инцидент стали усилия титановой корпорации по приобретению собственных источников сырья. В частности, в 2012 году был куплен Демуринский ГОК в Днепропетровской области, но производство концентрата здесь начнется только в 2014 году.

«Существует риск, что в скором времени Украина сама будет использовать весь свой ильменит», — говорит известный эксперт Андрей Третельников. Именно поэтому «ВСМПО-АВИСМА» обеспокоена своими источниками сырья». И не зря, так как озвучены планы увеличить производство титановой губки на ЗТМК втрое. Соответственно, больше потребуется и ильменита, а сырьевая безопасность корпорации «ВСМПО-АВИСМА» ухудшится. Особенно в свете прогнозов, что мировая потребность в ильменитовом сырье возрастет, а цены на него поднимутся.

И даже если Демуринский ГОК действительно заработает в полную мощь, не факт, что «уральским титанам» не о чем будет беспокоиться. При той политической нестабильности, которая еще долго продлится на Украине, этот актив тоже могут отобрать. Как подобное произошло в свое время с Запорожским алюминиевым заводом, который изъяли у российских собственников.

К тому же, как Россия использует в качестве средства давления газ, так и Украина может задействовать ильменитовый козырь. И потому следует ожидать, что титановая корпорация активизирует усилия по освоению месторождения в Тамбовской области. Во всяком случае, лицензия на его разработку у нее имеется.

Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Рубрики
Новости


Архив издания




Прогноз погоды