Авторские рубрики 
В коридорах власти
Так далеко не уедем
Фото: Антон БУЦЕНКО
Областной долг перед транспортными предприятиями Екатеринбурга за перевозки льготников грозит коллапсом Виктор ТИМАШЕВ, 21 февраля 2014

«Надо перестать играть в страуса, потому что пол бетонный», — образно оценил сложившуюся ситуацию с недостаточным финансированием общественного транспорта Екатеринбурга заместитель главы городской администрации города Александр Высокинский.

Пример Сухого Лога всем наука

А реальность такова, что Муниципальное объединение автобусных перевозок (МОАП), Екатеринбургское трамвайно-троллейбусное управление (ЕТТУ) и метрополитен, по данным председателя городского комитета по транспорту Алексея Курлыкова, закончили прошлый год с многомиллионными убытками. При этом область регулярно не выполняет обязательства перед транспортниками Екатеринбурга. И долг уже вырос до неприличной цифры — 1,5 млрд рублей. А если и дальше все будет развиваться по такому сценарию, то возможна катастрофа, подобная той, какая случилась в Сухом Логу с водоводом.

«Я главу Сухого Лога [Станислава Суханова] последние три года на всех согласительных комиссиях в области видел. Мужик разве что об стенку не бился, произнося «кончится плохо». Чего ждем?» — с горечью вопрошает А. Высокинский. Действительно, кончилось плохо, изгнившее оборудование, как это всегда и бывает, не выдержало именно тогда, когда чинить его сложней всего. Спасали город всем миром, главным образом силами екатеринбургских коммунальщиков. Правда, подконтрольные областной власти СМИ представили общественности своих боссов не как виновных, а как спасителей. Видимо, кое-кто мечтает о подобном сценарии и в Екатеринбурге.

Даже гордумская оппозиция признает наличие долгов областного бюджета. Но тут же пытается перевести разговор в другое русло: мол, у городских транспортников есть возможности дополнительных доходов — от сдачи в аренду помещений, торговли рекламными площадями и пр. Но это ж сколько всего надо сдать в аренду, чтобы намолотить недостающие полтора миллиарда! Кроме того, порочна сама логика: это все равно что человеку, которому не выдают зарплату, указать на то, что он мог бы где-то подрабатывать ночами.

Оппоненты мэрии пытаются утопить вопрос в политической демагогии, не боясь для этого прикинуться тупыми: «Да, мы знаем про долг, но вы объясните, почему в Челябинске проезд стоит дешевле?!» Так ведь потому и стоит, что челябинский общественный транспорт дотируется из областного бюджета. Тогда как, по словам Высокинского, с 2009 года он помнит только один случай, когда область что-то компенсировала екатеринбургским транспортникам. 300 млн рублей «в зачет» долга по льготникам при главе кабмина Анатолии Гредине выдали метрополитену на покупку нового подвижного состава к запуску станции «Ботанической» (2011 год). И это все!

Как это было

Упомянутые полтора миллиарда — это именно обязательный платеж, а не «хотелки» муниципалов. Отсчет ведется с 2009 года не случайно. Тогда льготы на проезд были заменены «монетизационной выплатой», причем она была установлена областной властью весьма в незначительном размере 275 рублей в месяц, в Екатеринбурге ее хватало примерно на 15 поездок, если считать по общему тарифу. Однако федеральный закон недвусмысленно требовал: права граждан от перехода не должны пострадать. Крайними сделали муниципальные власти: мол, создайте для льготников специальные проездные, стоимость которых равнялась бы монетизационной выплате — то есть значительно ниже себестоимости безлимитного проезда. В принципе, трагедии в этом никакой нет, федеральный закон устанавливает, что в таких ситуациях ущерб должен покрываться из средств регионального бюджета. Было достигнуто соглашение о софинансировании возникших затрат — 60% из федерального и областного бюджета, 40% — из городского. И как признают даже оппоненты, город свои обязательства выполняет исправно. А вот компенсации из «области» так и не поступили. Соглашение было объявлено «ничтожным» на том основании, что подписавший его премьер Кокшаров более свою должность не занимает!

Какие 23 рубля?!

Еще одно лукавство — упорно твердить, что проезд в областном центре стоит 23 рубля. Необразованные и податливые на внушение горожане этот разговор поддерживают, хотя сами при этом столько практически не платят. Ведь это цена разовой поездки, столько платит гость города или человек, у которого сломалась машина, и он в кои веки поехал на трамвае. Постоянные пассажиры давным-давно обзавелись Екартами (уникальная система оплаты, значительно превосходящая по удобству Visa, которая есть в России только в Екатеринбурге), покупают себе пакетные тарифные планы, и за одну поездку платят значительно меньше 20 рублей. Еще меньше платят студенты и учащиеся. Так, школьник может в областном центре проехать за 19 рублей, студент — за 20. Одна поездка по социальной Екарте обходится в 16 рублей. Ну, а пожилые граждане, как уже говорилось, платят за месячный безлимит сумму не больше месячной компенсации. Кстати, есть точные данные, насколько интенсивно льготники пользуются своим безлимитом. Получается, что за одну поездку льготника транспортники получают… 4,5 рубля!

И некорректно говорить, что «мэрия определила такой тариф». Муниципалы лишь готовят предложения, утверждает тариф региональная энергокомиссия (РЭК). Тариф неизменно получается заниженный, потому что чиновники не учитывают некоторых компонентов себестоимости и, главное — исходят из того, что региональный бюджет полностью компенсирует затраты на перевозку льготников. Чего, как уже говорилось, нет и в помине. Какова же себестоимость одной поездки? Порядка 50 рублей. Причем это не какие-то «муниципальные фантазии», все посчитано по методикам Министерства транспорта РФ.

До полного облысения?

Чиновники РЭК вольны назначать сколь угодно малый тариф — они не несут никакой ответственности за качество работы общественного транспорта. А вот руководители города несут. Высокинский предложил журналистам встать на его место. Если терпеть нынешнюю ситуацию, общественный транспорт просто развалится. В прямом смысле — ведь сегодня не удается должным образом ремонтировать оборудование. И сейчас уже заметно, что трамваи и автобусы далеко не в блестящем состоянии. И ладно еще если поломки не будут сопровождаться человеческими жертвами. Водителю, к примеру, незачем долго объяснять, чем чревата езда на «лысой резине». Кроме того, низкие зарплаты, задолженности по их выплате — все это означает некомплект и падение уровня работающих. Ведь в Екатеринбурге средняя зарплата постоянно растет, и уже около 37 тысяч в месяц, безработных почти нет…

Какие есть альтернативы такому коллапсу? По сути, две. Либо регион гасит долги и платит дальше исправно, либо гражданам самим придется платить все 50 рублей. Надежд на то, что мэрия что-нибудь придумает, очень мало — ведь в этом году городской бюджет стал на 7 миллиардов, то есть на четверть меньше, чем в прошлом году. Пространства для маневра нет никакого…

Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Рубрики
Новости


Архив издания
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF



Ищите нас Вконтакте


Ищите нас на Facebook



Прогноз погоды