18 декабря 2017, понедельник, 06:24
Авторские рубрики 
Автотест
Отвечать некому
24 сентября 2011

В России виновных в гибели людей на транспорте, как правило, не находят

«Булгария» на Волге, «Туполев» в Карелии, «Яковлев» в Ярославле — эти катастрофы ужаснули страну количеством жертв и абсурдностью причин. В свою очередь автомобильный транспорт, даже при отсутствии резонансных аварий, держит печальное первенство по погибшим. Несмотря на ежегодные тысячи трупов соотечественников, никто, кроме назначенных «стрелочников», так и не несет заслуженного наказания.

Кадры решают все?

По воспоминаниям соратников Иосифа Сталина, самым опасным обвинением в его устах было подозрение отнюдь не в троцкизме, фашизме или в другом «изме» — как любят это сегодня преподать, а в безответственности. Этого «великий вождь и учитель» не мог принять ни при каких обстоятельствах. Кстати, именно сталинскому Наркому (министру) путей сообщения Лазарю Кагановичу принадлежит фраза, которой суждено было стать «крылатой»: «у каждой аварии есть фамилия, имя и отчество». Возможно, именно благодаря такому подходу под его управлением железнодорожный транспорт, находившийся после Гражданской войны и периода разрухи в состоянии коллапса, через 15 лет стал самым передовым в мире по основным критериям работы: грузопотоку, протяженности, инновационной составляющей, и — что логично — в плане безопасности. Железнодорожники прозвали своего руководителя «железный ястреб» за строгость и внешнее сходство, но относились к нему с уважением: виновных настигала неизбежная кара, а отличившихся — обязательное поощрение. При этом Каганович был бывшим… сапожником (и революционером), то есть далеко не профильным специалистом. Сейчас бы его назвали «успешным менеджером».

Сегодня этот термин, увы, стал ругательным и чуть ли не нарицательным для тех руководителей, под чьим управлением происходят катастрофы — в том числе и на транспорте.

Кто угодно, но только не я

Напомним, претензии к главе Минтранса Игорю Левитину и другим чиновникам были предъявлены после ряда катастроф, произошедших в этом году. Самые нашумевшие среди них — крушение теплохода «Булгария», падение пассажирского лайнера Ту-134 под Петрозаводском и катастрофа самолета Як-42 с хоккейным клубом «Локомотив» на борту. Дикая ситуация с «Булгарией» показала, что контроль за безопасностью на водном транспорте практически отсутствует, а крушения самолетов выявили серьезные проблемы в подготовке и дисциплине экипажей — так, например, штурман разбившегося в Карелии лайнера вообще оказался пьян. После всех этих аварий президент Дмитрий Медведев выпустил ряд распоряжений. Среди них — расширение полномочий Ространснадзора. Глава государства предлагает наделить ведомство правом останавливать работу компаний во внесудебном порядке, если перевозчик нарушил требования законодательства. При этом в России количество надзорных органов больше, чем в любой стране мира.

Но на автотранспорте дела обстоят намного хуже — ежегодно в России в дорожно-транспортных происшествиях гибнет порядка 25 тысяч человек — больше, чем за 10 лет далеко не опереточной Афганской войны.

«Одной из главных причин ухудшения ситуации в сфере безопасности на транспорте являются низкие штрафы и санкции для нарушителей», — заявил в минувший вторник министр транспорта РФ Игорь Левитин, выступая на внеочередном «правительственном часе» в Государственной думе. Встреча народных избранников с главой Минтранса проводилась из-за участившихся катастроф в сегменте — последней «каплей» стала гибель самолета под Ярославлем с местной командой хоккеистов. В частности, Левитин заявил, что сегодня в РФ 322 действующих аэродрома, но только 62% из них имеют взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием, причем большинство таких полос были построены еще в советское время — 60–70-х годах прошлого века. Самое забавное (об этом Игорь Левитин умолчал), большинство автомобильных дорог имеют такие же возрастные характеристики. В частности, строительство федеральной трассы «Дон» — главной «вертикальной» магистрали страны, а сегодня еще имеющей и статус олимпийской — проходило в конце 50-х — середине 60-х.

Проблемы в транспортной отрасли в целом министр связал, естественно, с недостатком денег. «Транспортная отрасль — она недофинансирована на сегодня. Идет большое недофинансирование с прошлых лет. Чтобы выйти на нормативное состояние, нам необходимо время — например, по автомобильным дорогам до 2018 года».

В свою очередь глава Ространснадзора Александр Касьянов предложил депутатам увеличить штрафы за нарушение транспортного законодательства как минимум в десять раз. Кроме того, чиновник констатировал, что «судебные органы часто принимают позицию хозяйствующих субъектов и ограничиваются наложением незначительных штрафов или вовсе признают нарушение малозначительным».

Примечательно, что никто не предложил отправить Игоря Левитина в отставку.

Кто же виноват?

В ГИБДД Свердловской области висят красочные плакаты, рассказывающие о причинах аварийности. Так вот, на первом месте указано отнюдь не пьянство за рулем (разрушая миф о вечно «бухих» русских и огромном количестве погибших из-за увлечения Бахусом), а несоответствие скоростного режима состоянию дорожного покрытия. На «втором месте» — выход на полосу встречного движения.

То есть люди гибнут потому, что дороги непригодны к нормальной эксплуатации. Неправильно выбранная скорость — это вообще идиотизм чистой воды (заметьте — не превышение!). Получается, водитель, идущий законные 90 км/час, вылетевший со своей полосы из-за «гребенки» или колеи, виноват из-за несоблюдения нужного режима движения. Соблюдающий правила человек становится причиной ДТП, а не асфальтобетонное покрытие, а вернее — не те, кто его должен содержать в надлежащем виде.

Со «встречкой» тоже «забавно». В развитых странах мира (а ведь Россия себя к таким причисляет вроде) магистраль III категории (по одной полосе в каждую сторону движения без разделительного «отбойника») можно встретить лишь в сельской местности, где интенсивность езды небольшая, соответственно, и риск аварии минимален. У нас же разделительную можно увидеть только на подходах к крупным городам. А по всей стране наши водители катаются, что называется, «лицо в лицо» — их отделяет только двойная сплошная, которая не может физически их защитить.

Скажут — строить современные магистрали нет денег, даже министры об этом говорят. Возможно. Но на дорогу от Московской кольцевой до центра «Сколково» более 5 млрд на 5 километров хватило. При этом после 9 месяцев ограниченной эксплуатации (!!!) трассу признали аварийной: разрушено асфальтобетонное покрытие, протекают туннели под дородным полотном, мосты находятся в непригодном состоянии. При этом об ответственности строителей или тех, кто их «труд» принимал, не сообщается до сих пор — хотя данный вопиющий факт был обнаружен весной. Даже беcфигурантное уголовное дело не возбуждено.

В России планируется до 2019 года ввести в эксплуатацию 1923 километра новых платных дорог — такие показатели содержатся в проекте Программы деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период (2010—2019 годы). Об этом говорится на сайте госкорпорации. За девять лет «Автодор» намерен провести проектирование, строительство и реконструкцию автомобильных трасс М-4 «Дон», М-1 «Беларусь» и М-3 «Украина», скоростной магистрали Москва — Петербург М-11, Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области, подходов к морскому порту Новороссийск, дороги Москва — Нижний Новгород — Казань на участке обходов Балашихи и Ногинска.

Это будут первоклассные (по крайней мере, так заявляется) магистрали I категории. Правда, платные. То, что за остальные транспортные артерии автомобилисты платят не единожды — при покупке машин, бензина, каждый год в виде налога — похоже, государство не интересует. В общем, ездите граждане по дорогам общего пользования, как хотите: уворачивайтесь от ям и выбоин, держите скорость ниже разрешенной, материтесь на строителей и бейтесь. И опять ответственных не будет.

 

Цитата

«Нам все это известно. Мы это обсуждаем, — отметил Левитин, комментируя вопросы депутатов о проблемах в транспортной отрасли, в частности, о безопасности авиаперевозок и качестве автомобильных дорог. — Но при принятии федерального бюджета рассматриваются все отрасли экономики, в том числе и социальные вопросы, и вопросы обороноспособности страны. Поэтому, конечно же, мне больно и обидно за то, что у нас недофинансирована транспортная отрасль, что есть катастрофы, которые происходят. Но мы понимаем, что нужно сделать, у нас есть шаги, мероприятия. Нам нужна поддержка».

 

В тему

Глава Ространснадзора Александр Касьянов анонсировал внедрение средств контроля труда и отдыха водителя — тахографов. «Мы со следующего года будем оборудовать весь коммерческий автотранспорт, который перевозит опасные грузы и пассажиров, тахографами российского производства с системой ГЛОНАСС». При этом в России пока не разработан технический регламент и производство тахографов в РФ, которые бы работали на базе системы ГЛОНАСС. Иностранные аналоги работают на базе системы GPS.

Комментарии (1):
Автор: sudregh, 14 декабря 2014 19:37 a
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Рубрики
Новости


Архив издания




Прогноз погоды