16 ноября 2016, 15:16
Об этих людях до сих пор ходят легенды…

На предстоящей неделе телевидение познакомит нас с жизнью и творчеством нескольких великих людей, составивших славу и гордость духовной культуры России.

Его считали чернокнижником

«Городские легенды: Москва. Сухаревская площадь» («ТВ-3», вторник, 05.30). Когда юный царь Петр начал собирать потешное войско, под его знамена встал «недоросль» Яков Брюс. Его дед, потомок шотландских королей, в середине XVII века оставил родину, охваченную огнем Великой английской революции, и отправился искать счастья в далекую Московию...

Вместе с Петром Брюс воевал под Азовом. Когда Петр в составе Великого посольства отправился за границу, Яков в 1697 году прибыл к нему в Амстердам. Брюс привез составленную им карту земель от Москвы до Малой Азии, которую намеревался отпечатать за границей. Потомок королей — и русский граф, политик, дипломат и военный, инженер, топограф, естествоиспытатель, математик, создатель российской артиллерии, астроном, астролог…

О широте познаний и интересов Брюса говорит собранная им богатейшая научно-техническая библиотека, насчитывавшая полторы тысячи томов. Библиотека Якова Брюса была одной из лучших и самых ценных в России: свое собрание он завещал Петербургской академии наук. 

Брюс реформирует русскую армию и возглавляет артиллерию, руководит крупнейшими военными операциями, в том числе в знаменитом сражении под Полтавой в 1709 году. Петр назвал одержанную победу триумфом российской артиллерии и наградил Брюса высшей государственной наградой — орденом Св. апостола Андрея Первозванного. Мирный договор со Швецией, положивший в 1721 году конец Северной войне, также было доверено подписать Я. Брюсу.

Член-корреспондент нескольких европейских академий, член Сената, Берг- и Мануфактур-коллегий, один из отцов-основателей Российской академии наук, друг Исаака Ньютона, составитель русско-голландского и голландско-русского словарей, автор первого российского учебника по геометрии — да было ли дело, к которому не прикоснулся гений этого поразительного «московского шотландца»? А в народе его считали чернокнижником и колдуном — потому что в Сухаревой башне Брюс организовал химическую лабораторию и ставил опыты (вызывавшие ужас у тогдашних москвичей).

Про Брюса ходило множество городских легенд — в том числе и такая: он-де «варит» в колбе любовницу и тайком от жены развлекается с ней (там же, в Сухаревой!); когда же супруга пытается застать «колдуна» на месте преступления, он преспокойно сливает разлучницу обратно в колбу… А еще не одно столетие гуляет по Москве предание о таинственной «черной книге», которую Брюс якобы спрятал в подземельях Сухаревой башни и в которой скрыты «тайны всесильного знания»…

Великий историк

Документальный фильм «Планета «Ключевский» («Культура», вторник, 16.00). Речь идет об одном из величайших сынов нашего Отечества — классическом историке Василии Осиповиче Ключевском. Жизненный путь — типичен и «эксклюзивен» одновременно для поразительного времени Великих реформ Александра II. Сын сельского священника из Пензенской губернии, преодолев немыслимые материальные и сословные трудности, оканчивает историко-филологический факультет Московского университета, защищает диссертацию «Сказания иностранцев о Московском государстве».

Потом — работа в лучших вузах Москвы и Санкт-Петербурга, громкая слава лучшего лектора научного мира России, участие в политической деятельности на платформе, близкой кадетской партии. Почетное место в истории не только науки, но и русской литературы после блестящего цикла лекций в журнале «Русская мысль». Дружба со многими великими деятелями искусства. Например, с Шаляпиным, которому Ключевский помогал в работе над ролью Бориса Годунова…

И научные труды, навсегда закрепившие за Ключевским статус абсолютного классика: «Церковь по отношению к умственному развитию Древней Руси», «Боярская дума Древней Руси», «Происхождение крепостного права в России», «Русская история. Полный курс лекций», «Добрые люди Древней Руси», «Характеристика царя Ивана Грозного», «Царь Алексей Михайлович», «Жизнь Петра Великого до начала Северной войны»…

Смелый реформатор

И еще один исторический неигровой фильм «Граф истории Карамзин» («Культура», среда, 16.05). Вряд ли надо представлять Николая Михайловича Карамзина. Блестяще одаренный писатель и поэт, один из родоначальников российского литературного сентиментализма, автор культового, буквально перевернувшего российскую словесность романа «Бедная Лиза». Карамзин — известный в начале XIX века общественный и политический деятель, столп нарождающегося российского консерватизма.

В области литературного языка Карамзин — настоящий смелый реформатор, который ввел в русский язык множество новых слов — как неологизмов («благотворительность», «влюбленность», «вольнодумство», «достопримечательность»), так и «варваризмов», иностранных заимствований («тротуар», «кучер»). Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской  лексики и грамматики, вызывая ярость ретроградов, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка. Наконец, «История государства Российского» — великий классический труд, справедливо квалифицированный А. Пушкиным как научный подвиг…

Русский Бах

Наконец, два сюжета на «музыкальную тему». Документальный фильм «Контрапункт его жизни. Сергей Танеев» («Культура», пятница, 12.20) — повествование о жизненном и творческом пути одного из самых выдающихся и, к сожалению, «не распиаренных» композиторов Серебряного века. Сергей Иванович Танеев — «русский Бах», ученик Петра Чайковского, «музыкальная совесть Москвы», человек редких нравственных достоинств, музыкально-общественный деятель, педагог, пианист, первый в России крупный ученый-музыковед.

И — композитор, привнесший в русскую музыку совершенно новые для нее черты: интеллектуализм, пристрастие к старинным полифоническим формам и жанрам (баховская традиция!), стремление воплотить в музыке высокие философско-этические концепции. Это было непривычно и даже вызывало нарекания в излишнем академизме — но это было новое и знаменательное слово в палитре русской классической музыки…

Другие новости