16 ноября 2016, 13:20
Стильно, сильно, креативно

Сколько разговоров, и, надо признать, разговоров вполне обоснованных, было на тему, что отечественные короткометражки не доходят до массового зрителя, теряясь в фестивальных дебрях. Но в последние годы ситуация начинает меняться.

Прорыв

В 2015 году по отечественным кинотеатрам, пусть и небольшим количеством копий, разошелся киноальманах «Новые русские». Даже беглого взгляда на актерский состав шести короткометражных картин, представленных в сборнике, вполне достаточно, чтобы понять — планка поднята высоко. Виктор Сухоруков, Сергей Маковецкий, Юрий Кузнецов и Александр Паль абы где сниматься не будут. С другой стороны, идеи и сюжеты, предложенные режиссерами, к примеру, кухонный самоделкин, доизобретавшийся до того, что стал невидимым, в картине Ольги Михеевой «Расфокусин» или новогодняя черная комедия «Нечаянно» Жоры Крыжовникова, выглядят среди царящего на ТВ однообразия чуть ли не новаторскими. Хотя добиться успеха в прокате альманаху не помогло ни то, ни другое. Сложному для восприятия короткому метру массовый зритель предпочел очередной блокбастер.

И здесь надо отдать должное тем, кто нашел в себе силы и главное — средства выпустить через год на экраны следующую часть киноальманаха — «Новые русские-2». Хотя на этот раз вошедшие в него картины не могли похвастать попавшими в кадр знаменитыми актерами, в целом общий уровень работ был выше. Если первая часть тяготела больше к комедии, и проследить единую, связывающую все короткометражки линию было сложно, то вторая часть — это одна сплошная драма. Драма жизни и смерти в «Portfolio» Никиты Тамарова, драма преступления и наказания в «Кире» Владлены Санду и «Насте» Кирилла Плетнева, драма любви в «Как жизнь без любви» Светланы Самошиной, драма выбора и его последствий в «Путешествии Федора по Москве начала XXI века» Аксиньи Гог. Правда, на этот раз кассовые сборы оказались еще меньше.

Другими словами, все указывало на провал эксперимента. И как же велико было мое удивление, когда, листая программу телепередач, я наткнулся на знакомые по второму альманаху короткометражки. Но что еще удивительнее, это была даже не «Культура» и не «Городские пижоны» на «Первом». Столь редкую, если не сказать уникальную, возможность прикоснуться к миру современного отечественного короткого метра на прошлой неделе предоставил канал ТНТ. В ночном эфире вышел проект «Лучший российский короткий метр. Часть I».

Бедные Насти

Пожалуй, самой сильной картиной не только в подборке ТНТ, но и в самом киноальманахе «Новые русские-2», стала картина Кирилла Плетнева «Настя». В основу сюжета легло нашумевшее уголовное дело почтальонши Анастасии Черепановой, укравшей 7,5 миллиона рублей пенсий. И за полчаса, что длится картина, режиссер успевает охватить то, на что многим его коллегам требуется сериал. История двух Насть — бескомпромиссной женщины-копа и арестованной ею обольстительной воровки — поначалу предстает как банальная история преступления и наказания.

Но в тот самый момент, когда уже ждешь предсказуемой и скучной морали о торжестве закона в лице уставшей от жизни, рано постаревшей Насти-полицейской над сексапильной Настей-преступницей, происходит сюжетный сбой. Появляются двое коррумпированных руководителей полиции, и повествование, словно показания сейсмографа, начинает метаться от глобальных проблем нищеты, бесперспективности и мрака, царящего в глубинке, до погружения во внутренний мир самих персонажей, не выходя в то же время за отчерченные режиссером границы. В общем, к утру, почти допив бутылку, женщины понимают, что не такие уж они и разные. Обе любили, терпели и делали все, чтобы сохранить свое счастье, но в итоге были обмануты и брошены. И для них, как и для сотен других таких Насть в стране, это совсем не повод не жить дальше.

Криминальная подоплека лежит и в основе сюжета «Киры» Владлены Санду. Кира — словно выросшая героиня Полины Плучек из сигараевского «Волчка». Ее только что за хорошее поведение досрочно освободили из колонии для несовершеннолетних. В первый же день на свободе ее насилуют, обманывают и грабят. Миру, в который ее выпустили, она совершенно не нужна. Видимо, девушка и сама понимает это, а потому стремится попасть в то единственное место, где можно спрятаться от этого мира, — домой. Ради этой цели она готова даже на убийство. Однако, когда Кире удается дозвониться до матери, она понимает, что и дома ее особо никто не ждет...

В мрачных тонах

Но не одним криминалом и мрачными провинциальными пейзажами вдохновляются режиссеры короткометражек. Например, картина «Путешествие Федора по Москве начала XXI века» Аксиньи Гог показывает жизнь мегаполиса через философскую притчу с элементами трагикомедии. Место действия — столица нашей Родины. В городе начинается эпидемия. Вирус вызывает остановку сердца у всех, кто занимается сексом не по любви. И виной тому сами люди — они перестали верить в Прометея, и огонь, который он добыл для них, постепенно угасает. В это время маленький Саша, уверенный, что ему на самом деле гораздо больше подходит имя Федя, путешествует по вечерним улицам столицы в компании своей троюродной сестры, студентки Маши, и ее парня, после чего записывает свои впечатления в тетрадь, вынося свой детский, но от этого не менее суровый приговор обитателям мегаполиса.

Отправиться в аналогичное путешествие, правда, уже не пешком, а на старой «газели», зрителю предлагают в комедии «Ночные зимние люди». Рутинная поездка по заснеженным улицам оборачивается настоящим триллером для пассажиров маршрутки, когда один из них заявляет, что машина заминирована. Страх, ненависть, героизм, трусость — вся гамма человеческих эмоций переплетается в ограниченном пространстве тесного салона. В итоге же бомба оказывается завернутой в черный пакет бутылкой вина, а лжетеррорист — горе-ухажером, только что повздорившим со своей возлюбленной, которая до определенного момента молча наблюдает за этим представлением с заднего ряда «газели».

Завершила телепоказ самая слабая из «Новых русских-2» картина «Мы — бензоколонки» Павла Руминова. Этот восьмиминутный монолог, записанный режиссером после расставания с одной из своих девушек, задумывался им как поэтическая форма признания в любви с финальной метафорой о том, что все люди наполнены энергией, которой они делятся друг с другом. Иными словами, человек человеку — «бензоколонка». Поистине гениальный вывод и не менее гениальная философская концепция, если тебе лет 14.

Вся эта банальщина, местами абсолютно бессвязная, сопровождаемая кадрами Натальи Анисимовой, пребывающей большую часть времени в неглиже, выглядит не как сакральное откровение, коим режиссер решил поделиться с нами, простыми смертными, а смахивает на письмо подростка пубертатного периода «соседке напротив», разбившей ему сердце после того, как их угораздило переспать друг с другом. Причем близость, скорее всего, имела место не в реальности, а в юношеских мечтаниях самого автора.

Впрочем, общего впечатления от просмотра короткого метра фильм Павла Руминова не испортил.

Ночной эфир ТНТ приятно удивлял и раньше, а в этот раз к приятному удивлению добавилось еще и чувство предвкушения. Ведь за первой частью короткометражек рано или поздно должна последовать вторая. 

Другие новости