26 марта 2018, 23:41
Как сэкономить на покупках и не разочароваться

Переплачивать за товар не любят даже те, кто не стеснен в средствах. Обычный же покупатель, имея возможность выбора, как правило, стремится сэкономить. На таких экономных и рассчитывают крупные торговые сети, предлагая покупателям товары собственных торговых марок (СТМ).

За счет чего дешевле?

Эти товары легко найти на полках — особая упаковка и оформление подсказывают покупателям: это именно то, что вам нужно. Желто-зеленой полосой на белом фоне выделяются товары собственной торговой марки «Каждый день» в «Ашане». В «Пятерочке» линейку продукции СТМ «Красная цена» обозначают белой «галочкой» на красном фоне. Торговая сеть магазинов «Верный» обыгрывает свое название, используя для маркировки слоган «Верная цена». В сети магазинов «Кировский» сигналом для экономных покупателей служит логотип «Выбирайте лучшее».

За 15 лет — а именно столько лет назад крупные сети впервые начали предлагать уральцам товар собственных торговых марок — покупатели убедились, что он действительно дешевле, чем аналогичный, выложенный на той же магазинной полке. Собственно, в этом есть и главное преимущество товаров СТМ — они обходятся торговой сети дешевле за счет отсутствия посредников между производителем и заказчиком, а также за счет экономии средств на рекламу.

Это позволяет снижать розничную цену чуть ли не на треть. Однако многих покупателей именно дешевизна товаров СТМ заставляет обходить их стороной. Мол, копеечный продукт не может быть качественным, не зря же существует поговорка: дорого да мило, дешево да гнило. Насколько обоснованы подозрения?

Мой покупательский опыт говорит о том, что соотношение цены и качества товаров СТМ, как правило, сбалансировано. Например, всю «канцелярию» — блокноты, тетради, папки, ручки, скрепки, клей и т.д. — я покупаю исключительно под маркой одной из сетей. Стоит этот «набор бюрократа» сущие копейки и служит не хуже, чем подаренный коллегами дорогущий офисный комплект письменных принадлежностей.

Но вот у полок с продуктами я обычно раздумываю дольше. Конечно, велик соблазн сразу загрузить тележку разными вкусностями по очень привлекательной цене, но на первый раз я бы посоветовала ограничиться пробной закупкой, чтобы потом не разочароваться.

Меня, например, разочаровали шоколадные батончики, весьма отдаленно напоминавшие классический вариант лакомства. Хотя, по здравому размышлению, я и сама могла догадаться, что за такую цену уважающие себя какао-бобы даже на фантик не захотят сфотографироваться.

Дегустация же других продуктов — сухого печенья, кукурузных хлопьев, макарон — не подорвала мое доверие к этой торговой марке, а заодно сформировала привычку интересоваться, кем и где произведен продукт, за счет демократичной цены претендующий на повышенный покупательский спрос.

Что внутри?

1

Торговые сети, как правило, размещают заказ на уже существующих мощностях, реализуя произведенный товар под своим брендом. Но производитель на упаковке обязательно указывается, и если потребитель уже был знаком с его продукцией, то определиться с покупкой гораздо проще.

Такую же рекомендацию дает руководитель консультационного центра для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» Ирина Короленко:

— Информация о происхождении продукта и его составе должна предоставляться потребителю вне зависимости от того, под чьей маркой он продается. При наличии жалоб на качество того или иного товара надзорные органы проверяют как торговую сеть, где товар реализуется, так и производство. Практика показывает, что репутация той или иной марки в большей степени зависит как раз от производителя.

Опять-таки сошлюсь на собственный опыт. Молоко я обычно покупаю, ориентируясь на производителя — тот молочный завод, вкусовые качества продукции которого меня вполне устраивают. И тут не важно, под какой маркой этот продукт продается, — собственной, принадлежащей торговой сети или самому предприятию.

Устраивает ли молочников, что их «авторство» закамуфлировано под торговую марку одной из сетей, а то и нескольких? Выгодно ли им такое партнерство?

— Вполне, — утверждает начальник отдела продаж одного из молочных заводов области Олег Сладков. — Это позволяет нам иметь стабильный рынок сбыта. И не только молока, но и продуктов глубокой переработки: сметаны, творога. Для нас это важно, потому что на молоко практикуется минимальная торговая наценка, а за счет реализации продуктов глубокой переработки удается сбалансировать выручку.

По словам Олега Андреевича, продукция завода продается под собственными торговыми брендами многих торговых сетей. Таким образом «забрендировано» примерно 50% выпускаемой заводом продукции, остальная реализуется под маркой основного поставщика сырья. При этом нет никакой разницы, продается ли молоко под маркой магазина или под собственным брендом, ибо, образно говоря, разливается из одной емкости.

Что брать?

Итак, если есть сомнения, стоит ли покупать дешевый продукт той или иной торговой марки, поинтересуйтесь, где и кем он произведен. Если вы доверяете производителю, нет причины не доверять тому, кто продает продукт под своим именем да еще с хорошей скидкой. Если же ваши ожидания не оправдались, то за это поплатятся оба: и продавец, и производитель. Десятки наименований товаров, продающихся под марками сетей, которые ничем себя не скомпрометировали, действительно позволяют покупателям экономить.

Это мировая тенденция — по данным международной исследовательской компании Nielsen, на Западе более половины всей розницы составляют товары собственных торговых марок. В том же направлении двигается и российская розница, что подтвердила «Уральскому рабочему» представитель одного из крупнейших продуктовых ритейлеров, владеющего несколькими известными сетями, Анастасия Дуленкова:

— Мы наращиваем производство собственных торговых марок: в среднем доля СТМ в сетях составляет 14%. В ближайшие несколько лет планируем поступательно наращивать доли СТМ во всех форматах — до 20%. Их производят в разных российских регионах, в том числе локальные предприятия, которые зарекомендовали себя в качестве надежных поставщиков.

Любовь Шаповалова, фото Бориса Яркова

Другие новости