30 апреля 2017, воскресенье, 23:34
Сменили наживку
Фото: Наталья ЖИГАРЕВА
Продавцы «суперпылесосов» теперь ловят потребителей на «суперпароочистители» Любовь ШАПОВАЛОВА, 6 марта 2014

— С продавцом чудо-техники меня свела соседка, которая занимается эстрасенсорикой, — рассказывает женщина. — Отчасти это объясняет, почему я с таким доверием отнеслась к словам молодого человека, который демонстрировал необыкновенные возможности прибора, устроив презентацию в ее квартире.

Показательная чистка ковра сопровождалась каким-то странным запахом. Как я предполагаю, этот фимиам тоже способствует одурманиванию клиентов. При этом молодой человек без устали нахваливал товар, говорил так проникновенно, прямо как с родным человеком. Мол, этот прибор — решение всех ваших проблем (я пожаловалась, что у меня больные суставы и мне трудно заниматься уборкой). В конце продолжительной беседы я пришла в состояние такой эйфории, что готова была подписать все что угодно. Мне казалось, что с приобретением «Термостара» моя жизнь радикально изменится. 

Но названная продавцом цена — 264 тысячи рублей — делала несбыточным горячее желание владеть чудо-техникой.

— Услышав, что такая покупка мне не по карману, услужливый молодой человек тут же начал звонить «шефу» — договариваться о скидке. Закончив разговор, радостно поздравил меня: мол, компания пошла навстречу, сделала скидку до 150 тысяч рублей. И он-де прямо сейчас готов помочь с оформлением кредита. Усадил в собственную машину, привез в офис, где буквально за 20 минут был подписан заготовленный заранее типовой договор, согласно которому мне следовало в течение года ежемесячно перечислять по 10900 тысяч рублей плюс к 20 тысячам, выплаченным изначально.

Состояние эйфории прошло на следующий день. Решив воспользоваться благоприобретенным прибором, Светлана обнаружила, что пароочиститель не имеет ни сертификата, ни инструкции на русском языке. Еще больше ее смутило то обстоятельство, что на приборе значилась дата выпуска «май 2013 года», тогда как договор купли-продажи оформлялся в апреле того же года. Внимательно прочтя кредитный договор, Светлана обнаружила, что в нем фигурирует некая третья организация, которой надлежит перечислять ежемесячные взносы, но о которой при заключении сделки и речи не было.

 Связавшись с продавцом, покупательница не смогла получить ответы на возникшие вопросы и потребовала забрать технику и вернуть уплаченные ею деньги. Тот отказался это сделать. Тогда Панькова обратилась в суд.

— Сколько времени и сил было потрачено на хождения по присутственным местам — это отдельный рассказ, — вздыхает Светлана. — Спасибо сотрудникам консультационного центра Роспотребнадзора, которые помогли грамотно подготовить исковое заявление. Однако суд принял странное решение: расторг договор купли-продажи, но не расторг договор с кредитной организацией. Получилось так, что я должна вернуть ненужную покупку продавцу — и продолжать выплачивать за нее деньги!

Светлана подала апелляционную жалобу, требуя устранить правовую несуразицу. А к ней уже вплотную подступили кредиторы, требуя внести просроченные платежи, грозя штрафами и судом.

— Сначала звонили по телефону и присылали эсэмэски,  потом какие-то молодые люди пришли ко мне домой, представились службой безопасности банка, угрожали расправой. Мне пришлось звонить в полицию. Звонила и в банк, объясняла, что договор купли-продажи расторгнут решением суда, но там все равно настаивают на уплате кредита.

Апелляция Паньковой все еще не рассмотрена. Светлана надеется на положительный результат. Ее подруга по несчастью, с которой она познакомилась во время хождения по присутственным местам, смогла добиться расторжения не только договора купли-продажи, но и кредитного договора. Правда, дело рассматривалось в другом суде и другим судьей, который, видимо, более вдумчиво изучил представленные документы.

Судебная практика по таким делам должна быть единой, убеждена Светлана. А главное, кто-то должен пресечь действия мошенников, которые ловят легковерных людей в свои сети.

О том, что это мошенники, женщина не сомневается. В Интернете она нашла реквизиты компании, представитель которой продал ей пароочиститель. Оказалось, что та же фирма под другой вывеской до недавнего времени торговала скандально известными пылесосами «Кирби» по той же схеме: индивидуальная психологическая обработка покупателя — кабальный кредит через посредническую организацию. Там же, в Интернете, Светлана нашла инструкцию с говорящим названием «Пять основных правил развода потребителя». Похоже, молодой человек, который завлек в свои сети Светлану Панькову, виртуозно владеет этой наукой.

 Между тем потерпевшая не относит себя к числу легковерных:

— Уж в какие только секты, какие пирамиды меня прежде не заманивали! — вспоминает Светлана. — Ни на одну приманку не клюнула. А с этим пароочистителем как будто разума меня лишили…

Поэтому она и решила рассказать свою историю на страницах «УР» — чтобы правоохранительные органы наконец обратили внимание на существование мошеннических фирм, которые беззастенчиво обирают граждан, постоянно меняя наживку и совершенствуя способы обольщения жертв.

Комментарий

Ирина КОРОЛЕНКО, специалист консультационного центра Роспотребнадзора:

— К сожалению, поток обращений по поводу навязывания потребителям дорогостоящей техники не ослабевает. Расторгнуть сделку купли-продажи довольно сложно, поскольку потребитель совершал ее добровольно. Поводом для предъявления претензий могут служить несоответствие товара заявленным свойствам, непредоставление продавцом всей информации о нем. В том числе — непредоставление сведений о третьем участнике сделки, той самой фирме-«прокладке», которая фигурирует в договоре вашей читательницы.

Мы неоднократно обращали внимание надзорных органов в сфере банковских услуг о некорректных схемах кредитования, используемых «сетевиками» и позволяющими избегать ответственности перед потребителями, но никто так и не инициировал поправки, позволяющие закрыть пробел в законодательстве.

Да, мы оказываем юридическую поддержку пострадавшим, помогаем составлять  претензии и исковые заявления в суд, но потребителям тоже надо быть более предусмотрительными и не поддаваться на уловки недобросовестных продавцов, которые постоянно совершенствуют способы обмана клиентов.

Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.


Архив издания
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF



Ищите нас Вконтакте


Ищите нас на Facebook



Прогноз погоды